Московский редевелопмент. Завод «Знамя труда»

Sep 22, 2022 23:32


22 сентября 2022 года

Фотопроект «Город на память». 741. Московский редевелопмент. Завод «Знамя труда»

Ещё до Октябрьской революции на Петербургском шоссе вблизи аэрополя Московского Общества воздухоплавания были построены ангары завода «Дукс», производившего аэропланы «Ньюпор» и «Фарман», а также дирижабли, гидропланы, аэросани и велосипеды. Основное производство базировалось на Ямском поле, а на Ходынке проводились лётные испытания. После установления в России Советской власти владелец «Дукса» Юлий Меллер эмигрировал, но созданное им предприятие не погибло и превратилось в крупнейший авиационный завод.





Расположение производственных площадей возле аэродрома оказалось оптимальным - самолёты выкатывались из сборочного цеха и сразу попадали в родную стихию, на рулёжные дорожки и взлётную полосу. Директором Московского авиазавода № 1 Осоавиахима был назначен Павел Воронин. Здесь же открылись конструкторские бюро Николая Поликарпова, Сергея Ильюшина, в 1939 году основано Опытное конструкторское бюро Артёма Микояна и Михаила Гуревича («МиГ»).

За свою долгую историю производственная территория не раз делилась между конструкторскими бюро и меняла названия - Завод № 1 Осоавиахима, Государственный авиационный завод № 1, Государственный авиационный завод № 30, авиационный завод № 39 имени Менжинского, завод № 381 НКАП, ММЗ «Знамя труда», Московское авиационное производственное объединение (МАПО), Производственный центр имени П.А.Воронина. К примеру, завод № 1 вместе с конструкторским бюро эвакуировался в Куйбышев, а весной 1942 года вернулся в столицу уже под новым названием - Опытный завод № 155. А в 1950 году произошло слияние заводов № 30 (Ильюшин) и № 381 (Микоян и Гуревич).

Сборочный цех завода «Дукс». 1918-1920 гг.: https://pastvu.com/p/1029746

Опытный истребитель ЦКБ-12 на территории авиазавода № 1. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/1285924

В октябре 1941 года, когда немецко-фашистские оккупанты приблизились к Москве, Павел Воронин получил приказ взорвать авиационные заводы, чтобы не отдать производство в руки врага. Однако директор обратился лично к Сталину и убедил Верховного отложить выполнение приказа. Фашисты были отброшены в ходе контрнаступления Красной армии, а в цехах сохранённого завода продолжался выпуск продукции для фронта.

Сборка ИЛ-2. 1944 год: https://pastvu.com/p/1546115







В послевоенные годы здесь создавались первые в СССР реактивные истребители МиГ-9 и МиГ-15, выдвинувшие конструкторское бюро Микояна в число мировых лидеров реактивного самолётостроения. Общий объём выпуска самолётов МиГ авиационными заводами (в Москве и филиалах в других городах) превысил 55 000 машин более 400 типов и модификаций.

Сборочный цех авиазавода. 1995 год: https://pastvu.com/p/1283543

Конструкторское бюро Ильюшина знаменито не только «летающим танком» - штурмовиком Ил-2, или реактивным бомбардировщиком Ил-28, основной ударной силой фронтовой авиации СССР, но и линейкой гражданских лайнеров нескольких поколений для местных и магистральных воздушных линий. Самолёты марки «Ил», наряду с разработками Туполева и Антонова, стали флагманами советской гражданской авиации.

Самолёты ИЛ-18 в сборочном цеху. 1968-1969 гг.: https://pastvu.com/p/498437

Про достижения советского авиастроения можно много рассказывать, но этот сюжет посвящён не истории завода, а промышленной архитектуре, и не только промышленной, ведь авиационный завод построил для своих сотрудников жилые дома, школы, поликлиники.

Смотрите старые фотографии. Посёлок кооператива «Дуксстрой». 1926 год: https://pastvu.com/p/1006120 Дома для рабочих, построенные в первое десятилетие советской власти на пересечении Ленинградского шоссе и Беговой улицы, не сохранились - на этом участке в 1978 году вырос экспериментальный «Дом-сороконожка» архитектора А.Меерсона.

Смотрите старые фотографии. Р.Ж.С.К.Т.«Дуксстрой». 1928 год: https://pastvu.com/p/1016215



Беговая улица, 34 - панельный жилой дом серии «Лебедь» (1973-1978, архитектор А.Меерсон) мог стоять на берегу Химкинского водохранилища, но реализовать проект там не удалось, вероятно, по причине зыбучей прибрежной почвы и архитектор предложил идею кооперативу Московского машиностроительного завода «Знамя труда». После некоторой правки проект оригинального дома на ногах из монолитного железобетона был одобрен заказчиком. Хотя столь брутальный стиль в архитектуре нравится не всем, надо отдать должное эксперименту Меерсона.







Беговая улица, 17к2 - общежитие рабочих завода «Дукс» (1938). Здание барачного типа оказалось во дворе жилого квартала, застроенного ведомственными многоэтажными домами.







Беговая улица, 17к1 - жилой дом (1940), в котором в 1942-1975 годах жил Михаил Гуревич, авиаконструктор самолётов МиГ.





Беговая улица, 13 - жилой дом (1946)





Беговая улица, 15 - жилой дом (1950) в середине квартала к заводу не имел отношения и построен кооперативом артистов Большого театра.



1-й Боткинский проезд, 2 - жилой дом (1940)

Жилой квартал. 1941 год: https://pastvu.com/p/47694

Фонтан во дворе. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/61259









1-й Боткинский проезд, 4 - жилой дом (1940)





1-й Боткинский проезд, 6 - жилой дом (1952)





2-й Боткинский проезд, 8 - медсанчасть завода «Знамя труда», профилакторий и стационар (1960)



1-й Боткинский проезд, 7А - школа фабрично-заводского ученичества (1933), профессионально-техническое училище № 5, Политехнический колледж



1-й Боткинский проезд, 7 - общеобразовательная школа № 698 (1953) с углублённым изучением математики в авиационных классах, лицей № 1550



1-й Боткинский проезд, 7с1 - заводская фабрика-кухня (1927-1928, архитектор А.Мешков), конструктивистское здание, объект культурного наследия регионального значения

Фабрика-кухня. 1934 год: https://pastvu.com/p/1522758

Обеденный зал фабрики-кухни. 1934 год: https://pastvu.com/p/1555972



Ленинградский проспект, 33А - жилой дом (1964, архитектор Леонид Карлик), как и соседние дома, построен для сотрудников завода «Знамя труда». Его продолговатый фасад отгородил заводские цеха со стороны Ленинградского проспекта. Значительное количество однокомнатных квартир предназначалось для малосемейных рабочих, двери «однушек» выходили в длинные узкие коридоры. А в центральной части располагались просторные холлы с лифтами, причём сотрудники могли отсюда выйти сразу на территорию завода, - уникальный случай, когда дорога от дома до работы вообще не занимала времени.









Фюзеляжный цех (1934) - единственное производственное здание завода «Знамя труда», выходящее фасадом на проспект. Остальные корпуса сконцентрированы в индустриальном квартале между 1-м Боткинским проездом и Ходынкой. В непосредственной близости с РСК «МиГ» уже возведены апартаменты и офисно-деловой центр «Искра-Парк» (новостройка возвышается над фюзеляжным корпусом).





Проходная завода «Знамя труда»



Проходная завода «Знамя труда»

За советские десятилетия здесь сложился мощный научно-производственный кластер РСК «МиГ», состоящий из Инженерного центра «ОКБ имени А.И.Микояна» с конструкторским бюро, Корпоративного центра РСК «МиГ», занимавшегося стратегическим развитием предприятия, и Производственным комплексом № 2. Однако после закрытия в 2003 году аэродрома имени Фрунзе (Ходынского аэродрома) появились планы вывода из Москвы и авиастроительного комплекса «МиГ». Производство самолётов этого бренда продолжится в Луховицах, Нижнем Новгороде и Калязине.

Поначалу отдельные цеха сдавали в аренду, затем началась распродажа недвижимости (как выяснил Следственный комитет России, это происходило не всегда законным образом), а в 2014-2015 годах были озвучены масштабные планы девелоперских компаний, имевших виды на заводскую землю. Бывший завод выставляли на торги, цена вопроса составила 35-40 миллиардов рублей и эта сумма отпугнула частных инвесторов. В итоге территорию, занимающую свыше 82 гектаров, приобрёл город под коммерческую застройку. Летом 2022 года Градостроительно-земельная комиссия дала добро на разработку проекта планировки нового микрорайона.



После фактического закрытия предприятия и демонтажа оборудования Музей РСК «МиГ» проводил экскурсии, на которых можно было попрощаться с приговорённой к сносу индустриальной архитектурой.

Здесь пока сохраняются дореволюционные здания Технического отдела Московского общества воздухоплавания, Московской школы воздухоплавания, в которой учились первые российские, а потом и советские пилоты. Не меньшую ценность представляет и ансамбль зданий Завода № 39 имени Менжинского, построенный для конструкторского бюро Сергея Ильюшина. Каждый из его цехов не только поражает размерами, но и имеет красивую и сложную систему перекрытий.



Корпус № 47 построен в 1916 году для одноэтажного вокзала конечной станции маршрута конки, а для размещения авиационной школы был надстроен вторым этажом.





Сохранившееся служебное здание снесённой Ходынской водокачки 1871 года. Ходынская водокачка с артезианской скважиной давала городу 180 тысяч вёдер ежедневно, но качество воды было низким и после ввода в эксплуатацию Москворецкого водопровода её упразднили. Архитектор готического промышленного сооружения остался неизвестен. Почти весь ансамбль был снесён в 1930-е годы.

Ходынская водокачка. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/23914







Вблизи проходной на видном месте установлена таблица выполнения плана.





Аллеи, проложенные между корпусами, украшены памятниками и скульптурами.











Самое крупное здание построено в 1930-е годы, это Цех № 38 окончательной сборки («Монолит»), располагающий огромными воротами в сторону Ходынки, из которых на аэродром выкатывали самолёты. Помимо производственных цехов на территории располагались лаборатории, научно-технический отдел, склады.



Ворота и выезд на Ходынский аэродром



















































Волонтёры эвакуировали с заброшенной территории 130 кошек, живших на заводе.





Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»

промзона, редевелопмент, Завод Знамя труда

Previous post Next post
Up