27 ноября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 525А. Яуза. Преображенское
В 1710 году по велению Петра I начался переезд государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург - царь решил перенести свою резиденцию в новый город на болотистых берегах Невы с присвоением ему столичного статуса. «Пётр не любил Москвы, где на каждом шагу встречал воспоминания мятежей и казней, закоренелую старину и упрямое сопротивление суеверия и предрассудков»,- писал Александр Пушкин. Пожалуй, лишь на берегах Яузы оставались места, любезные сердцу монарха-реформатора - Немецкая слобода, Лефортово и село Преображенское, в котором прошли его детские и юношеские годы.
Впрочем, будущий император переехал в Преображенское не по своей воле, а был сюда сослан вместе с матерью Натальей Кирилловной. Ход истории государства Российского не раз изменяли дворцовые заговоры и даже убийства - так случилось и в конце XVII века. После смерти царя Фёдора III претендентов на престол оказалось сразу трое: царевна Софья, старший брат Иван и младший Пётр. Придворные группировки лоббировали интересы каждого из кандидатов и в этих интригах преуспели Милославские, подбившие стрелецкое войско на восстание. Силой оружия стрельцы настояли, чтобы управление государством взяла на себя Софья, а Пётр с матерью вынуждены были удалиться в подмосковный дворец в селе Преображенском.
До середины XVII века земли в окрестностях Яузы принадлежали Алексеевскому девичьему монастырю, но были выкуплены дворцовым ведомством и присоединены к государевым охотничьим угодьям. Старый Петровский дворец был построен во времена царствования Алексея Романова в 1661 году в качестве загородной охотничьей резиденции. При дворце открылась даже комедийная хоромина, то есть театр. С 1667 года в документах упоминается домовый храм Спаса Преображения и по названию храма новое село стало Преображенским.
Жизнь в опале на окраине города оказалась яркой и насыщенной событиями. С детства Пётр проявлял интерес к ратному делу, наряжая сверстников в военные кафтаны и устраивая потешные сражения. К 1686 году «потешные» полки обрели солидность, обзавелись огнестрельной артиллерией из Пушкарского приказа и двумя парусно-гребными судами, а на берегу Яузы была построена настоящая крепость Прешбург. 14-летний Пётр не сторонился физической работы, помогал рубить брёвна и устанавливать пушки, а теоретические знания о военном искусстве получал у голландского купца Франца Тиммермана.
Первым записался в бомбардирскую роту царский конюх Сергей Бухвостов, который позднее участвовал во многих военных кампаниях Петра Великого, в сражениях был связным и телохранителем царя. Пётр называл Бухвостова «первым русским солдатом» и в знак признательности за честную службу заказал скульптору Карлу Растрелли создать бронзовый бюст героя, к тому времени тяжелораненого и вышедшего в отставку. Хотя первый в России прижизненный памятник не сохранился, художник Михаил Махаев успел сделать с него портрет Бухвостова, а в наши дни Вячеслав Клыков использовал эту гравюру для создания своей версии памятника.
Памятник первому русскому солдату лейб-гвардии Преображенского полка Сергею Бухвостову (2005, скульптор Вячеслав Клыков)
В 1688 году «потешный» флот пополнился старым английским ботиком, который после ремонта отправился в плавание по Яузе, однако, речка показалась Петру слишком тесной для судоходства и обучение корабельному делу продолжилось на Плещеевом озере. Тем временем на окраине Москвы зарождалась сухопутная армия, к Преображенскому полку прибавился Семёновский полк, а толковые командиры нашлись среди иноземцев в Немецкой слободе выше по течению Яузы.
Пётр и Лефорт
В Немецкой слободе Пётр подружился с Патриком Гордоном и Францем Лефортом, которые станут его ближайшими соратниками, а также завёл роман с красавицей Анной Монс. По мнению матери Петра, немецкие вечеринки с танцами, выпивкой и курением трубки - не лучшее времяпрепровождение для семнадцатилетнего юноши и она решила женить сына на Евдокии Лопухиной. Перечить родителям было не принято и свадьбу сыграли в 1689 году тут же в Преображенском, но браки по расчёту редко бывают счастливыми. После смерти матери Пётр отправит нелюбимую жену в Суздальский монастырь и вновь сблизится с Анной Монс.
В том же 1689 году возмужавший Пётр заявил о своих претензиях на трон, что сильно встревожило царевну Софью, не желавшую расставаться с властью. Она попыталась затеять очередной стрелецкий бунт, но на этот раз против стрельцов выступили бы совсем не шуточные «потешные» полки с артиллерией. Дворцовый переворот потерпел фиаско, Пётр законным образом взошёл на царский престол, а Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий присмотр. С рядовыми мятежниками поступили куда суровее - их допрашивали и казнили, сажая на кол. Занявшись военной реформой, царь распустил стрелецкое войско и произвёл новый набор рекрутов с обучением солдат по европейскому образцу - как было заведено у преображенцев и семёновцев.
Смотрите старые карты. План Преображенского и окружающих мест. 1739 год:
http://retromap.ru/131739_z15_55.788349,37.707695 На правом берегу изображены разрозненные строения Старого Преображенского дворца, а на левом - стройные ряды домиков солдатской слободы. Стромынка тогда не продолжалась в сторону Черкизово, а упиралась в съезжий двор - учреждение полицейского ведомства, возможно, именно здесь в ранние петровские времена допрашивали и казнили мятежных стрельцов.
Выше по течению Яузы на холме был построен деревянный Ново-Преображенский (Нагорный) дворец, в который Пётр переселился в 1690 году, чтобы быть ближе к своим войскам. Изображений и описания здания не сохранилось, считается, что внешне новый дворец выглядел скромно и мало отличался от других строений солдатской слободы, но государев двор был довольно обширный - с конюшней, амбарами, погребами и караульной избой.
Глебовский мост. 1930-1935 гг.:
https://pastvu.com/p/973038 Глебовский мост (1982) соединяет две улицы - Богородский Вал и Олений Вал.
Устье Оленьего ручья
Богородский Вал, 3с24 - дореволюционная фармацевтическая фабрика, на базе которой в 1928 году основан Институт химической обороны РККА. Засекреченный труд учёных по созданию защиты от отравляющих веществ охраняли вооружённые часовые на вышках.
Олений Вал, 7 - производственное здание (1900-е). Говорят, что до революции здесь размещался бордель с подземным ходом к Яузе, чтобы посетители могли незаметно попадать в заведение.
Потешная улица, 3к4 - исторический корпус суконной фабрики Котовых. Именно на этом месте для военных забав юного Петра I была возведена «потешная крепость» Прешбург. Позднее здесь построили свою фабрику купцы Котовы, а после разорения предприятия земля перешла в ведение городской управы и в 1904 году передана Преображенской больнице (ныне - Психиатрическая клиническая больница № 4 имени П.Б.Ганнушкина).
Потешная набережная. 1987 год:
https://pastvu.com/p/80778 Владения психиатрической больницы подходили вплотную к реке и проезжей части здесь тогда не было.
Преображенская психиатрическая больница. 1913-1914 гг.:
https://pastvu.com/p/2447 На территории расположены несколько исторических фабричных корпусов, реконструированных под нужды больницы в 1912-1913 годах по проекту архитекторов Евгения Шервинского и Ивана Машкова благодаря пожертвованиям меценатов и носящих имена благотворителей - Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых.
В окрестностях сохраняется дореволюционная застройка. Потешная улица, 4 - жилой дом (1909)
Реконструкция дома
2-я улица Бухвостова, 2с3 - строение 1880 года
Улица Атарбекова, 4Б - детский сад № 1455 (1960)
Набережная Ганнушкина получила название в память о Петре Ганнушкине (1875-1933) - враче-психиатре, создателе службы психиатрической помощи. Технический причал - верхняя граница судоходства по реке Яузе.
Дворец царя Алексея Михайловича находился на правом берегу Яузы и был разобран в XVIII веке по причине ветхости.
Освободившийся участок приобрели купцы братья Чироковы, открывшие ситценабивную фабрику, где на ткань набивался, наносился рисунок, а в 1862 году производство поменяло хозяев и специализацию - купец Борисовский с сыновьями перестроили корпуса под сахарный завод.
В 1897 году Московская городская управа выкупила землю для устройства социального учреждения - Сокольнического отделения Московского городского Работного дома. Работный дом представлял собой нечто среднее между приютом и исправительным заведением - полиция доставляла сюда нищих и попрошаек, которые получали работу, жильё и еду. Как говорится в старинной притче, можно накормить голодного рыбой, но лучше дать ему удочку и человек сам обеспечит себя пропитанием.
Работный дом. 1915-1916 гг.:
https://pastvu.com/p/625329 Работный дом вскоре дополнился отделением для бедняков, которые приходили трудиться добровольно, а не под конвоем полицейского. Этот филиал назвали Домом трудолюбия. Взрослые были заняты в столярной, кузнечной, слесарной и переплётной мастерских, где за плату выполняли несложную работу, плели корзины для белья, изготавливали тюфяки, клеили этикетки на коробки. С началом Первой Мировой войны 200 работников сапожной мастерской стали выполнять армейский заказ по пошиву и ремонту сапог.
Подросткам предоставлялась возможность обучиться грамоте и ремёслам. И в Работном доме, и в Доме трудолюбия предусматривались обособленные отделения для мужчин, женщин, престарелых, подростков и детей. Учреждения содержались на средства московских властей и частные пожертвования.
Архитектурный ансамбль состоял из главного корпуса, больничного корпуса, богадельни, корпуса мастерских и спален. Над проектами зданий в разные годы работали архитекторы С.Гамбурцев, А.Рооп, Г.фон Ниссен, Л.Даукша, А.Мейснер.
Колодезный переулок, 2Ас2 - ситценабивная фабрика Чироковых (начало XIX века) с пристройками новых объёмов сахарного завода и Работного дома.
Колодезный переулок, 2Ас7 - здание сахарного завода (1878, архитектор С.Гамбурцев), больничный корпус
Больница. 1913-1914 гг.:
https://pastvu.com/p/28890 Колодезный переулок, 2Ас9 - склад для хранения сахара (1874, архитектор Г.фон Ниссен), богадельня
Отделение для неспособных к труду (богадельня). 1901 год:
https://pastvu.com/p/46049 Улица Короленко, 3А - склад для хранения сахара (1871, архитектор Г.фон Ниссен), корпус мастерских и спален
Мастерские и спальни Работного дома. 1901 год:
https://pastvu.com/p/46047 Олений Вал, 24Б - приют имени доктора Гааза (1913, архитектор Александр Мейснер)
В 1913 году Московская управа на деньги благотворителей открыла «Приют имени доктора Ф.П.Гааза для малолетних призреваемых Работного дома и Дома трудолюбия», рассчитанный на 200 постояльцев. Приют был назван в память о немецком враче Фёдоре (Фридрихе) Гаазе, который в 1806 году приехал работать в Российскую империю и остался жить в Москве. Девизом доктора Гааза были слова апостола Павла: «Спешите делать добро». На Кавказе он изучал полезные свойства минеральных источников, во время войны с Наполеоном проводил хирургические операции в госпиталях, но наибольшее уважение современников вызывала его благотворительная деятельность, направленная на помощь неимущим людям и улучшение условий содержания заключённых в тюрьмах. Фёдор Гааз прожил долгую жизнь, оставив о себе добрую память, в день прощания с ним на Введенском кладбище собралось 20 000 человек.
Приют имени доктора Ф.П.Гааза для малолетних призреваемых Работного дома и Дома трудолюбия. 1913-1914 гг.:
https://pastvu.com/p/970646 Колодезный переулок, 2Ас10 - храм Рождества Иоанна Предтечи (1917, архитектор Н.Шевяков), последний в Москве храм, построенный до революционных событий. В 1923 году новая власть запретила богослужения, был демонтирован купол, сняты колокола, фасад лишился фрески над входом и орнаментов в византийском стиле.
В первые годы советской власти Работный дом сохранял свои социальные функции под новым названием Дом трудовой помощи (Ермаковские мастерские), но затем был передан производственным предприятиям - обувной фабрике «Москож», заводу № 142 Наркомата боеприпасов СССР.
С 1950-х годов территорию занимал Московский электромеханический завод МЭЗ № 1, реконструировавший исторические корпуса под свои производственные задачи, а в храме разместил термогальванический цех со встроенной котельной. Предприятие выполняло оборонные заказы, а также производило бытовую технику.
Продолжение следует...