23 ноября 2019 года
Фотопроект «Город на память». 524Б. Яуза. Сокольники - Богородское
Внезапно возле Оленьего моста из кустов появляется благоустроенная набережная, у которой нет имени, просто Проектируемый проезд № 1888. Здесь заканчивается последний «дикий» участок Яузы и дальше до самого устья её берега облицованы камнем.
Правобережье Яузы не может похвастаться старинными зданиями, многочисленные дачи - одна красивее другой - с годами обветшали и были снесены в канун Олимпиады-80. Переезд в современные квартиры не расстроил «дачников» - сколько же можно жить с удобствами во дворе, газом из баллона и водой из уличной колонки.
Местность под названием Ширяево поле издавна связана с историей российского и советского спорта. В 1895 году здесь открылся один из старейших московских стадионов, ныне занимаемый теннисными кортами. На этих площадках начинали спортивную карьеру звёзды тенниса Марат Сафин, Анастасия Мыскина, Анна Курникова, Елена Дементьева.
Спортивная площадка на Ширяевом поле. 1911 год:
https://pastvu.com/p/721204 Сокольники исторически считаются спартаковской вотчиной и основным видом спорта здесь был не теннис, а футбол - самая популярная в СССР игра с мячом. В 1975 году непосредственно на берегу Яузы вырос футбольный манеж команды «Спартак» (Москва).
Малый Олений переулок, 23 - футбольный манеж «Спартак»
Для спартаковцев это легендарное место, здесь тренировались Фёдор Черенков и Юрий Гаврилов, Ринат Дасаев и Вагиз Хидиятуллин, Сергей Родионов и Георгий Ярцев, Валерий Карпин и Игорь Шалимов, Егор Титов и Андрей Тихонов, Дмитрий Аленичев и Илья Цымбаларь и многие другие футболисты, прославившие «Спартак». На тренировочные сборы игроки выезжали на свою загородную базу в Тарасовке, а в Сокольниках занимались в холодное время года.
В 2009 году основной состав уступил манеж молодым игрокам Футбольной академии «Спартак». Ещё до войны в Москве стали проводиться первые официальные турниры по футболу среди школьников и в 1936 году по инициативе Николая Старостина при «Спартаке» открылась школа для одарённых молодых футболистов. В пятидесятые годы с появлением детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) подготовка молодых спортсменов вышла на новый уровень, первенство Москвы среди ДЮСШ разыгрывалось для команд разного возраста.
В 1992 году по настоянию начальника команды Николая Старостина и главного тренера Олега Романцева школа была передана на баланс футбольного клуба. Раньше она принадлежала Московскому городскому совету общества «Спартак», а после его ликвидации некоторое время находилась в ведении профсоюзов. Если бы школа не попала в ведение клуба, вполне возможно, спартаковский манеж в Сокольниках, где вот уже несколько десятков лет тренируются мальчишки, разделил бы участь манежей ЦСКА и «Динамо», отданных под рынки. Среди выпускников спартаковской школы разных лет - Игорь Нетто, Сергей Сальников, Сергей Родионов, Геннадий Морозов, Игорь Шалимов, Егор Титов, Артём Дзюба, Александр Самедов и многие другие.
Да кто только не выходил на это поле! Даже Михаил Боярский, Дмитрий Маликов, Денис Майданов и другие звёзды эстрады в товарищеском матче в честь Льва Яшина на турнире «Арт-футбол».
Ветераны «Спартака» вратари Анзор Кавазашвили и Ринат Дасаев
Одним из воспитанников СДЮШОР «Спартак» был Фёдор Черенков, начинавший играть в футбол в родном Кунцево, но тренеры сумели разглядеть в мальчишке талант и направили в спартаковскую школу. В 1977 году старший тренер основной команды Константин Бесков строил новый «Спартак», привлекая в состав техничных игроков, умеющих играть в пас и завершать комбинацию ударом по воротам. Молодой Черенков, которого болельщики называли Дядя Фёдор или просто Федя, идеально вписался в бесковские схемы.
За всю карьеру с 1977 по 1993 год Черенков не изменял «Спартаку», лишь однажды на полгода уезжал играть в парижский «Ред Стар», но вернулся в родную команду. Он стал не просто ведущим игроком красно-белых, а настоящим любимцем и кумиром, техникой Фёдора Черенкова восхищались не только спартаковцы, но и болельщики других клубов в СССР и за рубежом. Его спокойное и нескандальное поведение на поле и за его пределами также вызывало всеобщее уважение. Забив немало мячей за олимпийскую и первую сборные СССР, Черенков тем не менее не входил в основную обойму тренера Валерия Лобановского и в больших соревнованиях на уровне главной команды страны не участвовал.
50-летний юбилей Фёдора Черенкова отметили на футбольном поле (на фото Вагиз Хидиятуллин, Валерий Карпин, Фёдор Черенков)
Большой спорт требует колоссальных физических и психических нагрузок, которые не каждый человеческий организм способен вынести. И во время своей игроцкой карьеры и уже будучи детским тренером, Фёдор Черенков был подвержен серьёзным заболеваниям. Он ушёл из жизни в 2014 году в возрасте 55 лет от опухоли головного мозга. Прощание с великим футболистом прошло в манеже «Спартак» при участии тысяч болельщиков, не скрывавших слёз.
В 2010 году ещё при жизни Черенкова по просьбе спартаковских ветеранов Академии футбола было присвоено его имя.
Олений Вал, 3с1 - база хоккейной команды «Спартак» (1984), сейчас - еврейский институт «Махон Хамеш».
Мозаика на административном здании (1960)
В старину окрестности Яузы входили в заповедные угодья Преображенского дворцового хозяйства и в память о царских охотах местность стали называть Оленьей рощей. В 1879 году городские власти обустроили в роще общедоступный парк для гуляний, а на Оленьих прудах открылась лодочная станция. Большой пруд украшал островок с китайской беседкой, попасть на остров можно было по горбатому мостику. Кстати, в Яузу впадает текущий через пруды Олений ручей.
Большой Олений пруд. 1900-1913 гг.:
https://pastvu.com/p/343621 На берегу Большого Оленьего пруда в 1915 году вырос бревенчатый терем ресторана «Олень», созданный по проекту архитектора Карла Грейнерта. Заведение оставалось популярным и в первое десятилетие советской власти, но уже к началу 1930-х годов гуляющих нэпманов попросили из парка, перепрофилировав здание под нужды культуры и отдыха трудящихся.
Бывший ресторан «Олень». 1932 год:
https://pastvu.com/p/52601 Терем прожил долгую жизнь, побывав школой танцев, библиотекой и однодневным домом отдыха. Увы, вскоре после съёмок фильма «Мастер и Маргарита» в 1992 или 1993 году здание сгорело, оставив от былого великолепия лишь кирпичный фундамент.
Пришёл в запустение и остров на пруду. Мостик отправлен на металлолом, о его расположении напоминают массивные основания, к которым крепились несущие стальные конструкции моста. Эти бетонные опоры использовались также как скамейки. Дореволюционную китайскую беседку сменил советский парковый фонтан, ныне недействующий.
Нижний Олений пруд
Значительный участок окрестной земли приобрёл купец-золотопромышленник Николай Стахеев, построивший здесь в 1890-е годы дачу по проекту архитектора Михаила Бугровского. По легенде, Стахеев после революции вернулся из Франции в Советскую Россию, чтобы забрать спрятанные в тайнике драгоценности, но был опознан и оказался в ГПУ. Купец не растерялся и предложил сделку - сокровища в обмен на свободу. Феликс Дзержинский условие принял, а на вырученные деньги был построен Дом культуры железнодорожников на Каланчёвской площади. Журналисты газеты «Гудок» Илья Ильф и Евгений Петров использовали этот сюжет для создания романа «Двенадцать стульев».
В национализированной большевиками даче стали проживать трудящиеся граждане, а позднее разместилось Управление механизации и благоустройства Сокольнического района. К восьмидесятым годам участок оказался заброшен и зарос кустарником, от фонтана остались обломки фундамента, а вот остатки декоративного грота до сих пор можно увидеть на углу Большой Оленьей улицы и Проектируемого проезда № 1761.
Продолжение следует...