Люблино сталинское. Часть 2

Mar 13, 2021 21:00


15 июня 2019 года

Фотопроект «Город на память». 480Б. Люблино сталинское

Чётная сторона Люблинской улицы прилегает к железной дороге и промышленной зоне, в основном, здесь расположены профильные учебные заведения, мастерские, склады. Центром промзоны стал Люблинский литейно-механический завод.







Люблинская улица, 56 - комплекс зданий железнодорожного техникума (1949) и общежитие (1953), сейчас - Московский колледж профессиональных технологий.







Первый московский универсам. 1971 год: https://pastvu.com/p/277874

В 1971 году традиционные торговые точки, работавшие «через прилавок», стали перестраиваться на новый лад. Первый в Москве продуктовый универсальный магазин самообслуживания открылся по адресу: Люблинская улица, 60. Горожане прозвали магазины самообслуживания «самбери».

Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482051

Торговый зал универсама. 1974 год: https://pastvu.com/p/482050



Люблинская улица, 60 - в бывшем «самбери» позже размещались супермаркет, торговый центр, автомотоцентр, а сейчас здание реконструировано под фитнес-клуб.



Люблинская улица, 62 - рынок «Люблино»



Люблинская улица, 68 - автомобильные мастерские в здании бывшей базы Моспромторга





Люблинская улица, 127 - жилой дом (1932), в этом доме до войны жил слесарь механического цеха Люблинского литейно-механического завода Александр Авдеев, ставший лётчиком и погибший в бою в 1942 году.







Люблинская улица, 129 - жилой дом (1940)



Люблинская улица, 131 - школьное здание (1940), в котором размещались женская школа № 1 и школа № 14 города Люблино, с 1960 года - средняя школа № 75, затем - учебно-производственный комбинат № 9, сейчас здесь Колледж сферы услуг № 29.



Люблинская улица, 133 - жилой дом (1940), «Дом работников Люблинских полей орошения»



Люблинская улица, 149 - Дворец культуры (архитектор Константин Бартошевич) открылся в 1962 году и принадлежал Люблинскому комбинату треста «Мосочиствод». Строительство затянулось в связи с пересмотром проекта здания, лишившегося колоннады, характерной для подобных типовых учреждений 1950-х годов. В 1983 году Дворцу культуры присвоено имя Героя Советского Союза лётчика Ивана Астахова, погибшего в 1944 году при таране вражеского самолёта.





Проезд Кирова, 6с2 - Дом культуры «Звезда» (1946 или 1953) Люблинского литейно-механического завода был построен немецкими военнопленными и входил в состав заводского посёлка, на месте которого уже давно возвышаются многоэтажки. Дом культуры уцелел во время сносов, так как был одним из немногих очагов культуры в районе, здесь показывали кино, проводились концерты. В начале 1990-х здание было приватизировано и в нём устроили ночной клуб. В 2003 году бывший Дом культуры выставили на торги и его приобрела религиозная организация Приход Святой Ольги Римско-Католической церкви. Вероятно, это единственный в мире католический храм, построенный в стиле сталинского ампира.



После реконструкции в зале установлены атрибуты католического храма - алтарь, дарохранительница, амвон, с которого читают Слово Божие. На оконных витражах изображён библейский сюжет - Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с учениками.

















Икона Пресвятой Девы Марии «Звезда Пресветлая». Подлинник этой иконы, датированный 1675 годом, хранится в музее в Муроме.



По традиции в католических храмах звучит органная музыка.



С советских времён частично сохранились лепные украшения в главном зале и одна картина, висевшая прежде в кабинете директора ДК. Изначально на полотне был изображён Владимир Ленин, но в 1991 году один из художников местного изобразительного кружка загрунтовал полотно и написал пейзаж под названием «Дорога в храм».





Совхозная улица, 2с1 - бывшее СПТУ № 166, полиграфический техникум, сейчас - Московский многопрофильный техникум имени Л.Красина

Посёлок строителей на Совхозной улице. 1949 год: https://pastvu.com/p/543950



На Совхозной улице в тени деревьев прячется незаметный для прохожих памятник Максиму Горького. Казалось бы, какое отношение имеет пролетарский писатель к району Люблино? Оказывается, на окрестных землях располагался большой совхоз имени Горького (позднее - тепличный комбинат «Горьковец»). В наши дни вместо теплиц построили три жилых микрорайона, а памятник литератору и название Совхозной улицы сохранились.

В первые годы советской власти посёлок Люблино получил статус города (который вскоре поглотил и окрестные сёла Перерва, Печатники и Кухмистерский посёлок) а в 1931 году по заданию советского правительства на территории опытных железнодорожных мастерских развернулось строительство завода «Можерез» с кузнечным, чугунолитейным и сталелитейным цехами. Возведение заводских корпусов велось ударными темпами - железной дороге срочно требовались детали для локомотивов и вагонов. Группа специалистов была командирована в Германию для закупки оборудования и готовых строительных конструкций. Ходом работ интересовались Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе, и строители не подвели - уже в 1933 году «Можерез» дал стране первую продукцию. Позднее предприятие получило название Люблинский литейно-механический завод (ЛЛМЗ), в его цехах трудились 10 200 рабочих и служащих.



Для предприятия, вскоре переименованного в Люблинский литейно-механический завод, были построены столовая, поликлиника и клуб, рабочие переселялись из дореволюционных бараков в новые жилые дома, по соседству открывались детские сады и школы. Практически все упомянутые в этом сюжете сталинки на Люблинской (прежде она называлась Московской) улице возведены для сотрудников завода.





В первые месяцы Великой Отечественной войны сотни заводчан записались добровольцами и ушли на фронт, а цеха ЛЛМЗ стали выполнять заказы для армии, здесь ремонтировались бронепоезда, изготавливались детали для снарядов. Люблинцы помнят имена Героев Советского Союза лётчика-истребителя Александра Авдеева и танкиста Михаила Судакова - в память о не вернувшихся с войны рабочих названы улицы и скверы.







Сквер имени Александра Авдеева появился на Ставропольской улице в 1965 году.







Сквер имени Михаила Судакова обустроен в 1958 году стараниями люблинских комсомольцев. До войны на этом месте располагался склад ОКСа (объектов капитального строительства) Люблинского литейно-механического завода. Сюда подходила ветка со стороны Московско-Курской железной дороги, маневровый паровоз подавал вагоны с лесоматериалами для дальнейшей переработки. А в больших ямах на территории склада гасили известь.





В советские годы литейно-механический завод производил запасные части для железнодорожного транспорта - колёсные вагонные пары, буксы, зубчатые колёса, гильзы и поршни тепловозных дизелей. Но времена изменились и в 2014 году согласно постановлению Правительства Москвы ЛЛМЗ прекратил своё существование, производственное оборудование демонтировано, а на месте заводских корпусов растут жилые кварталы.



Здание 1926 года постройки использовалось как заводское общежитие.



Ограда конца 1940-х годов



Водонапорную башню пока решено не сносить, объявлен архитектурный конкурс на её дальнейшее применение.









Ретроавтомобиль ГАЗ-53 на Люблинской улице



Люблино

Previous post Next post
Up