Материалы Всероссийского совещания организаторов патриотического воспитания образовательных учреждений
"Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования".
Цель поста - представить новые возможности процесса формирования патриотизма на муниципальном уровне.
Постараюсь акцентировать ваше внимание на самых интересных и актуальных практиках, и не только потому, что это является частью моей работы, но и потому, что это возможно транслировать в регионах.
Формирование патриотизма граждан особенно актуально в муниципалитетах, которых в России на 1 января 2015 года 22 777.
Именно в муниципалитетах начинается патриотизм, потому что здесь у каждого свой первый сад, двор, школа, первый музей и первая библиотека.
Помните вопрос, который задавал Михаил Матусовский: С чего начинается Родина? И сам давал на него ответ: С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. С заветной скамьи у ворот…
Говоря о работе по формированию патриотизма в муниципалитете, следует рассмотреть понятийный аппарат и новый подход, используемый в работе.
Этот новый подход основывается на задачах, стоящих перед российским обществом, задачах, которые обозначены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию России в декабре 2014.
Предлагаемый вам новый подход к определению понятия "патриотизм" основан на чувствах, ценностях и практической деятельности в отношении Родины - то есть компетенциях.
В этом случае патриотизм мы рассматриваем как присвоение человеком социального опыта старших поколений, исполняемых в пяти ролях, наиболее важных для человека и его окружения (семьи и государства): семьянин, ученик, наставник, защитник, работник.
Такой подход позволяет традиционно чувственное (поэтому узкое) понятие «патриотизм» дополнить ценностно-смысловыми основаниями.
Именно они помогают сформировать компетенции - привычки исполнения смысловых видов деятельности патриота.
Таким образом, процесс воспитания патриотизма - это присвоение подрастающими поколениями ценностных ориентиров, социального опыта и стимулирование к его применению в пяти смысловых видах деятельности.
Уточним смыслы 5 видов деятельности.
Семьянин - создатель крепкой социально-активной семьи и добрососедский отношений, продолжатель рода, хранитель ценностей и традиций многодетной российской семьи.
Ученик - ведущий осмысленное самообразование, способный получать образование по жизни, актуализирующий знания и умеющий применить их в повседневной практике.
Наставник - способный делиться опытом, собственным примером мотивируя к созиданию окружающего мира. (Учитель в широком смысле, который учит, чтобы делать мир вокруг себя лучше вместе с учениками).
Защитник - продвигающий и при необходимости защищающий идеалы и ценности своей семьи, окружения и страны.
Работник - обеспечивающий себя и свою семью материальными благами, и повышающий экономическую эффективность и конкурентоспособность государства.
Российская экономика нуждается в повышении конкурентоспособности молодого поколения. Быть конкурентно подсобным тружеником - это тоже патриотизм. В свою очередь, сформированный патриотизм ориентирует конкурентоспособность молодого человека на инновационное развитие государства.
Таким образом, мы даем новое понятие патриотизму. Набор компетенций, выраженных в чувствах, эмоциях, действиях, словах в отношении прошлого, настоящего и будущего Родины через реализацию себя в пяти смысловых видах деятельности.
Это определение раскрывает возможности для формулирования новых целей, поиска новых методов и форм работы, результатов и показателей оценки формирования патриотизма.
Таким образом, успех патриотического воспитания юношей может оцениваться не только статистикой исполнения воинского призыва, но и компетентностным исполнением призывниками, в первую очередь, смыслового вида деятельности «защитник».
Повторюсь, что для защитника-патриота важны и другие смысловые виды деятельности: сохранение связей с семьей, включение в воинское братство, успешное освоение воинской специальности, участие в обеспечении боеготовности, умелой передачей опыта.