СЕМЬЯНИН. УЧЕНИК. НАСТАВНИК. ЗАЩИТНИК. РАБОТНИК. - 5 смысловых видов деятельности ребенка в рамках летней оздоровительной кампании
Задача нашей работы очень простая - сделать лето полезным для каждого ребенка Заречного. Полезное лето - это активный отдых, яркие эмоции, творческая, социальная и трудовая самореализация, позитивное общение, укрепление здоровья, расширение кругозора.
Летом в детском лагереположениями нормативных документов, регулирующими отдых детей, режимом питания, отдыха и повседневной деятельности, методическими разработками программ смен, профессиональным опытом и творческим подходом педагогов,создается уникальное пространстводля продолжения и укрепления результатов семейной и школьной воспитательной работы.Основное позитивное взаимодействие педагога и ребенка (группы детей) организуется в отряде - временном детском коллективе.
Воспитательная среда временного детского коллектива (ограниченная по времени существования, контролируемая и направляемая вожатыми, специфическая по составу участников, характеризующаяся замкнутостью жизни от влияния постоянных коллективов) -удачное условие для ребенка, чтобы безопаснои с пользой отработать компетенции, вести осознанный поиск и приобретение нового социального опыта.
Лагерь создает уникальные возможности:
- для ребенка: оздоровление, отдых, самоопределение и самоутверждение среди ровесников в коллективно-творческой деятельности, спорте, позитивном общении;
- для методиста: поиск и отработка лучших практик воспитательного взаимодействия, мотивации к позитивному будущему, ориентации на его достижение;
- для вожатого (педагога): возможность педагогической самореализации в воспитании, целенаправленно ориентируя свою деятельность на «питание духа» (В-ОСь-ПИТАНИЕ по Амонашвили) ребенка, а по средствам личностно-ориентированного эмоционального психолого-педагогического взаимодействия, успешно продолжать образование личности - формировать образы и наполнять их смыслами (ОБРАЗО-ВАяНИЕ по Тетерскому).
Как эффективно «питать дух» и «ваять образ» в условиях детского оздоровительного лагеря?
Следуя тенденциям развития общества, меняется содержание летнего отдых детей, ориентируясь на процессы, происходящие в современной школе и системе образования.
На какие характеристики современного образования актуально обратить внимания при организации летнего отдыха?
1. Знания можно набрать, если есть мотивация. А социальный опыт, если есть наставник.
Обоснование: Желание набираться знаниями, когда кормушки знаний в округе исчерпаны, стимулирует развитие дистанционного, удаленного обучения. Если раньше совет Элвина Уайта, о том, что все в этой жизни находится где-то еще, и ты можешь туда добраться на машине, был актуален в отношении идеи получения знаний, то теперь добраться до знаний можно через Интернет! Доступность интерактивных программ обучения и информации в целом, технологическая модернизация в виде системы фильтров для поиска необходимой информации в глобальной сети и т.п. диктуют векторы развития.
Вывод: Получая доступ к знаниям на расстоянии и, успешно набираясь знаниями, ученик недополучает достаточного количества общения, обмена опытом. Живет один среди людей. Что делает его уязвимым за порогом дома и выключенного Интернета. Его задача найти Учителя и позитивный коллектив, чтобы компенсировать недостающие социальные знания. И основа Успеха в мире будущего - ориентация в приобретении социального опыта на личность Учителя (Принцип Джима Коллинза «Сначала кто, а затем что»), чтобы, напитываться его опытом и интеллектом, образом мыслей и действий, чтобы состояться как личность и помочь в этом может только человек. Следовательно, той осью, вокруг которой будет вращаться образование, будет Человек, Учитель, Педагог с большой буквы. Главное место применение таких педагогов - лагерь!
Проблема: Как эффективно организовать передачу социального опыта педагога ребенку?
Решение: Каждый педагог - как личность, обладающая интеллектом, высоким уровнем культуры, полезными знаниями из житейского опыта, индивидуальным позитивным образом мыслей, увлечениями, мечтами (далее - социальные полезности) - целый мир для ребенка. Каждый педагог (вожак - вожатый) для ребенка в ДОЛ - находка. И раскрыть педагога как находку для ребенка - это цель программ взаимного творчества, ориентир в подборе форм взаимодействия.
Задача: Организовать в условиях ДОЛ увлекательное взаимодействие между педагогом и воспитанниками на основании позитивных социальных полезностей педагога.
2. Навыки можно сформировать, доведя умения до автоматизма. Польза в понимании, зачем тот или иной навык.
Обоснование: Можно и зайца научить курить, но зачем? И будет ли этот навык полезен и зайцу, и обществу, которое его окружает? Что уж говорить о человеке, когда и полезные навыки, и знания становятся источником бед. Где ориентир, по которому определить когда и как превратятся самые важные способности для жизни человека в социально-опасные навыки против жизни? Такого ориентира нет и поиск его бессмысленный. Но точно известно, что ведет к проявлению социально-опасных навыков - неверное понимание применения формирующихся навыков, асоциальность, низкий уровень образованности и культуры, морали и нравственности.
Вывод: Процесс формирование навыков должен быть осознан ребенком. Идея в том, чтобы совершенствоваться и быть созидателем и миротворцем, а не разрушителем и агрессором.
Проблема: Как выстроить процесс осознанного формирования навыков?
Решение: Множество различных социальных проб и практик, в которые включен ребенок, позволяют ему точнее сориентироваться и выбрать необходимые знания и умения, для последующего их развития.
Задача: Организовать увлекательную разноплановую деятельность в т.ч. игровую, деловую, социальную, творческую, начально-профессиональную, научную и д.р. с участием ребенка и его сверстников.
3. Передать образ мышления, наполненный смыслами.
Обоснование: Подобно удочке Лао-Цзы («Дайте человеку рыбу, и он будет сыт весь день, дайте человеку удочку и научите человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь») педагог наделяет ребенка образом мышления, помогая наполнить их смыслами. Формирование образов процесс трудоемкий, еще труднее наполнять образы полезными смыслами, которым необходимо будет следовать. И есть только один способ организовать это процесс - взаимодействие человека с человеком - ребенка с педагогом. Как человек мыслит, так он и существует - следуя своим мыслям, создает и оценивает свое окружение.
Вывод: Смыслы и образы, передаваемые от педагога к ребенку должны иметь позитивный характер, ориентироваться на успех, быть гуманистическими, поддерживаться идеями патриотизма, традициями русской культуры и национальных культур народов России.
Проблема: Какие образы следует в первую очередь формировать и наполнять смыслами?
Решение: Главные образы, требующие целенаправленного формирования - это 5 смысловых видов деятельности, характеризующие патриота через его отношение к Родине, выраженное в мыслях, чувствах и действиях. Эти образы, исполняемые человеком, являются неотъемлемой частью повседневной жизни: семьянин, ученик, наставник, защитник и работник.
Задача: Организовать совместную отработку пяти смысловых видов деятельности ребенка и педагога в летнем лагере.
Синергетический подход:
Объединение 3 задач: Организовать увлекательную разноплановую деятельность (в т.ч. игровую, деловую, социальную, творческую, начально-профессиональную, научную и д.р.) с участием воспитанников и педагога на основании позитивных социальных полезностей педагога для отработки пяти смысловых видов деятельности.