«Территория полезных каникул»

Oct 10, 2015 23:28

СЕМЬЯНИН. УЧЕНИК. НАСТАВНИК. ЗАЩИТНИК. РАБОТНИК. - 5 смысловых видов деятельности ребенка в рамках летней оздоровительной кампании

Задача нашей работы очень простая - сделать лето полезным для каждого ребенка Заречного. Полезное лето - это активный отдых, яркие эмоции, творческая, социальная и трудовая самореализация, позитивное общение, укрепление здоровья, расширение кругозора.

Летом в детском лагереположениями нормативных документов, регулирующими отдых детей, режимом питания, отдыха и повседневной деятельности, методическими разработками программ смен, профессиональным опытом и творческим подходом педагогов,создается уникальное пространстводля продолжения и укрепления результатов семейной и школьной воспитательной работы.Основное позитивное взаимодействие педагога и ребенка (группы детей) организуется в отряде - временном детском коллективе.
Воспитательная среда временного детского коллектива (ограниченная по времени существования, контролируемая и направляемая вожатыми, специфическая по составу участников, характеризующаяся замкнутостью жизни от влияния постоянных коллективов) -удачное условие для ребенка, чтобы безопаснои с пользой отработать компетенции, вести осознанный поиск и приобретение нового социального опыта.
Лагерь создает уникальные возможности:
-  для ребенка: оздоровление, отдых, самоопределение и самоутверждение среди ровесников в коллективно-творческой деятельности, спорте, позитивном общении;
-  для методиста: поиск и отработка лучших практик воспитательного взаимодействия, мотивации к позитивному будущему, ориентации на его достижение;
-  для вожатого (педагога): возможность педагогической самореализации в воспитании, целенаправленно ориентируя свою деятельность на «питание духа» (В-ОСь-ПИТАНИЕ по Амонашвили) ребенка, а по средствам личностно-ориентированного эмоционального психолого-педагогического взаимодействия, успешно продолжать образование личности - формировать образы и наполнять их смыслами (ОБРАЗО-ВАяНИЕ по Тетерскому).
Как эффективно «питать дух» и «ваять образ» в условиях детского оздоровительного лагеря?
Следуя тенденциям развития общества, меняется содержание летнего отдых детей, ориентируясь на процессы, происходящие в современной школе и системе образования.
На какие характеристики современного образования актуально обратить внимания при организации летнего отдыха?
1.  Знания можно набрать, если есть мотивация. А социальный опыт, если есть наставник.
Обоснование: Желание набираться знаниями, когда кормушки знаний в округе исчерпаны, стимулирует развитие дистанционного, удаленного обучения. Если раньше совет Элвина Уайта, о том, что все в этой жизни находится где-то еще, и ты можешь туда добраться на машине, был актуален в отношении идеи получения знаний, то теперь добраться до знаний можно через Интернет! Доступность интерактивных программ обучения и информации в целом, технологическая модернизация в виде системы фильтров для поиска необходимой информации в глобальной сети и т.п. диктуют векторы развития.
Вывод: Получая доступ к знаниям на расстоянии и, успешно набираясь знаниями, ученик недополучает достаточного количества общения, обмена опытом. Живет один среди людей. Что делает его уязвимым за порогом дома и выключенного Интернета. Его задача найти Учителя и позитивный коллектив, чтобы компенсировать недостающие социальные знания. И основа Успеха в мире будущего - ориентация в приобретении социального опыта на личность Учителя (Принцип Джима Коллинза «Сначала кто, а затем что»), чтобы, напитываться его опытом и интеллектом, образом мыслей и действий, чтобы состояться как личность и помочь в этом может только человек. Следовательно, той осью, вокруг которой будет вращаться образование, будет Человек, Учитель, Педагог с большой буквы. Главное место применение таких педагогов - лагерь!
Проблема: Как эффективно организовать передачу социального опыта педагога ребенку?
Решение: Каждый педагог - как личность, обладающая интеллектом, высоким уровнем культуры, полезными знаниями из житейского опыта, индивидуальным позитивным образом мыслей, увлечениями, мечтами (далее - социальные полезности) - целый мир для ребенка. Каждый педагог (вожак - вожатый) для ребенка в ДОЛ - находка. И раскрыть педагога как находку для ребенка - это цель программ взаимного творчества, ориентир в подборе форм взаимодействия.
Задача: Организовать в условиях ДОЛ увлекательное взаимодействие между педагогом и воспитанниками на основании позитивных социальных полезностей педагога.

2.      Навыки можно сформировать, доведя умения до автоматизма. Польза в понимании, зачем тот или иной навык.
Обоснование: Можно и зайца научить курить, но зачем? И будет ли этот навык полезен и зайцу, и обществу, которое его окружает? Что уж говорить о человеке, когда и полезные навыки, и знания становятся источником бед. Где ориентир, по которому определить когда и как превратятся самые важные способности для жизни человека в социально-опасные навыки против жизни? Такого ориентира нет и поиск его бессмысленный. Но точно известно, что ведет к проявлению социально-опасных навыков - неверное понимание применения формирующихся навыков, асоциальность, низкий уровень образованности и культуры, морали и нравственности.
Вывод: Процесс формирование навыков должен быть осознан ребенком. Идея в том, чтобы совершенствоваться и быть созидателем и миротворцем, а не разрушителем и агрессором.
Проблема: Как выстроить процесс осознанного формирования навыков?
Решение: Множество различных социальных проб и практик, в которые включен ребенок, позволяют ему точнее сориентироваться и выбрать необходимые знания и умения, для последующего их развития.
Задача: Организовать увлекательную разноплановую деятельность в т.ч. игровую, деловую, социальную, творческую, начально-профессиональную, научную и д.р. с участием ребенка и его сверстников.

3.      Передать образ мышления, наполненный смыслами.
Обоснование: Подобно удочке Лао-Цзы («Дайте человеку рыбу, и он будет сыт весь день, дайте человеку удочку и научите человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь») педагог наделяет ребенка образом мышления, помогая наполнить их смыслами. Формирование образов процесс трудоемкий, еще труднее наполнять образы полезными смыслами, которым необходимо будет следовать. И есть только один способ организовать это процесс - взаимодействие человека с человеком - ребенка с педагогом. Как человек мыслит, так он и существует - следуя своим мыслям, создает и оценивает свое окружение.
Вывод: Смыслы и образы, передаваемые от педагога к ребенку должны иметь позитивный характер, ориентироваться на успех, быть гуманистическими, поддерживаться идеями патриотизма, традициями русской культуры и национальных культур народов России.
Проблема: Какие образы следует в первую очередь формировать и наполнять смыслами?
Решение: Главные образы, требующие целенаправленного формирования - это 5 смысловых видов деятельности, характеризующие патриота через его отношение к Родине, выраженное в мыслях, чувствах и действиях. Эти образы, исполняемые человеком, являются неотъемлемой частью повседневной жизни: семьянин, ученик, наставник, защитник и работник.
Задача: Организовать совместную отработку пяти смысловых видов деятельности ребенка и педагога в летнем лагере.

Синергетический подход:
Объединение 3 задач: Организовать увлекательную разноплановую деятельность (в т.ч. игровую, деловую, социальную, творческую, начально-профессиональную, научную и д.р.) с участием воспитанников и педагога на основании позитивных социальных полезностей педагога для отработки пяти смысловых видов деятельности.

вожатые, дети, патриотизм, Качели времени, лето, КТД, ЗАТО г.Заречный, лагерь, пять смысловых ролей патриота, молодежь

Previous post Next post
Up