Саломея

Aug 12, 2010 00:22



16 июля
Ковент-Гарден

Хотел бы познакомить читателей со своими музыкальными каникулами в Великобритании.
"Саломея" Рихарда Штрауса - явно проходная оперная продукция театра (при этом даже на проходной зал Ковент-Гардена всегда набит). Этим она, собственно, и интересна. Во-первых, худрук театра совершенно не претендует на то, что именно он должен дирижировать всей оперной продукцией. У него есть свой конек (итальянская опера) - на другую музыку приглашаются другие дирижеры (в данном случае Hartmut Haenchen). Во-вторых, несмотря на то, что спектакль не звездный, вокал очень приличный, на твердую четверку. Не говорю о том, что все солисты спеты. Наконец, в отсутствие музыкальных фишек предлагается фишка постановочная - и оперный спектакль становится действительно спектаклем.
Саломея (Angela Denoke) сильного впечатления не произвела, Иоканаан (Johan Reuter), несмотря на громадную рекламу на стенах театра, тоже. В старом гергиевском спектакле голос Иоканаана из темницы, из-под земли, пущенный через микрофон, производил большее впечатление - это был голос жестокого иудейского Бога, не прощающего ничего и мстящего преступникам до седьмого колена.
А вот двухярусная декорация впечатление произвела сразу. Сверху - маленький парадный обеденный зал. Справа - большая винтовая лестница в подвал.
На сцене огромный подвал, выложенный кафелем, как медицинский барак в немецком концлагере. Слева - спуск в темницу Иоканаана. Получается онотологически структурированное пространство. Артисты в форме, похожей на гестаповскую, постепенно перемещаются сверху вниз. В самом начале гестаповцы на сцене по-деловому рассматривают голых женщин. Затем, почти на протяжении всей оперы, женщины медленно одеваются и начинают прислуживать исполнителям главных ролей. Эта эротика, превращенная в бизнес, задает нужную тональность. Когда появляется Иоканаан, он совершенно не вписывается в круг царя Ирода. Это фанатик-проповедник. Страсть, пробужденная им в Саломее, - это такая тяга ко всему необычному. Влюбленные солдаты и даже влюбленный Ирод ей уже приелись. С Иоканааном они говорят на разных языках. Апофеоз непонимания - это ее желание поцеловать его губы, которые созданы для грозной проповеди. Ну и так далее.
Самое интересное в следующем: режиссеру никак нельзя раздеть солистов, и он отыгрывается на статистах. Танец семи покрывал - не интересен и целомудрен. Совсем не ясно, отчего так заводится Ирод. Эротика, да и само действие переносится на статистов. Убивать Иоканаана отправляется мускулистый охранник. Перед тем как спуститься в подвал, он полностью раздевается, демонстрирует торс и силу, а потом Саломея обнимет его, вымазанного кровью и держащего над своей головой другую кровавую голову.
Приходится признать: музыкальное решение на твердую четверку вместе с блестящей режиссерской работой создает интересный оперный спектакль. Такого соотношения в России не упомню. А жаль, очень жаль.  

Рихард Штраус, Иоканаан, Саломея, Ковент-Гарден

Previous post Next post
Up