21 апреля
Голландский национальный балет
на сцене Александринского театра
Фестиваль Dance Open
Голландский национальный балет второй раз посещает Петербург и фестиваль Dance Open. В
прошлом году программа была целиком составлена из балетов Ханса ван Манена. Ван Манен приехал и в этот раз (украсил пресс-конференцию и появился на спектакле), но идея программы этого года иная: она демонстрирует нам современность Голландского балета.
В первом отделении были показаны "Дуэт" (хореография Кристофера Уилдона на музыку Равеля) и балет "Фантазия" на музыку Баха (единственный номер вечера в хореографии ван Манена). Обе работы чем-то похожи - это единый минималистский стиль, медленное и тягучее развитие движения, изысканность в соединении с простотой. Хореография ван Манена (и продолжателей) как-то завораживает, танец у него перетекает в бытие и чудо. Чем объяснить этот эффект, который совершенно отсутствует в исполнении артистов Мариинки, не знаю. Так же, как не могу и пересказать, что, собственно, на сцене происходит. Кроме потрепанной метафоры "ожившая античность" (которая по-разному реализовывалась в истории мирового балета), ничего на ум не приходит. Есть только сильнейшее наслаждение от созерцания простых изысканных движений.
Во втором отделении стиль хореографии сменился. Номер под названием "Replay" в постановке нынешнего художественного руководителя труппы Теда Брандсена на музыку Филипа Гласа, показался попыткой внести в голландский стиль надрыв психологического балета. Мужчина как бы предлагает женщине попробовать еще раз, он вежлив, но настойчив и, видимо, в прошлом виноват. Любовь женщины на последнем издыхании, она почти не верит, но все же хочет начать сызнова. Фишка в том, что все это дано пунктиром, не очевидно, легкими намеками. Основу же танца составляет, как и всегда у голландцев, движение как таковое, не нуждающее в интерпретации.
Далее шел дуэт из балета "Минос" (хореограф Хуанхо Аркес) - весьма сдержанное внешне, но полное внутренней экспресии объяснение героев. Голландский балет в этом отношении напоминает японский театр ноо, за тем исключением, что хореография этого номера при всем профессионализме не достигает высоты озарений. Перед антрактом был показан сольный номер "Оффи" (хореография Марко Гёке), напомнивший о том, что рядом с Голландским национальным балетом есть NDT. Как и у менее классических, ndt-шных голландцев, здесь в основе танца лежит эксперимент - исследование возможностей человеческого тела. Дрожание конечностей солиста, с одной стороны, напоминает обезьяньи повадки и указывает на человеческие корни. С другой стороны, руки танцовщика дрожат, как гитарные струны, под которые в основном и развивается танец. Экспериментальность соединяется с высокой сложностью танца, а также с приколами, не дающими зрителю стать слишком серьезным. Местами прикол балансирует на грани пошлости, но никогда ее не переходит. Единственное, что можно было бы сказать критического, - номер сильно затянут. Не мешало бы его сократить вполовину или на треть.
В третьем отделении стиль сменился еще раз. Большой - по голландским меркам - балет "Свет и тень", поставленный Кшиштофом Пастором на музыку Баха, стилизует парадные балеты XIX века с соло, дуэтами и массовкой, интересно меняя грани: массовка построена на сцене четырехугольником, который поворачивается к зрителю то одной, то другой стороной. В финале этот четырехугольник оборачивается четырьмя группами солистов, которые - одна за другой - последовательно выходят на авансцену. Дуэты, с одной стороны, весьма традиционны, с другой - рядом может оказаться еще одна пара с совершенно другим рисунком движений, у задника время от времени ходят прохожие. Одним словом, Пастор не дает нам забыть, что классика живет в современности, но воспринимается уже совершенно иначе, чем тогда. Перед нами классика в душе современного человека. Танец тоже подчинен этой мысли. Традиционные классические движения несколько искривлены, несколько смазаны, несколько модернизированы. Одним словом, если бы Петипа послушал Баха сразу после того, как послушал "Битлз", он поставил бы нечто подобное. И идея и решения "Света и теней" очень похожи на Иржи Килиана. Отличие лишь одно: у Пастора совсем нет килиановской иронии, он очень серьезен. Но благодаря этой серьезности возникает ощущение свежести, подлинности, продолжения, а не переосмысления традиций.
Голландский балет поразил нас разносторонней программой. Но при этом во всех балетах есть нечто такое, что можно назвать общим почерком этой труппы. В которой хороши абсолютно все танцовщики, в которой работают на совесть: тяжелое дыхание солистов к концу номера слышно даже в конце зала. И в которой есть яркие запоминающиеся индивидуальности. Юргита Дронина и Анна Цыганкова - гости прошлых фестивалей, хорошо нам знакомые. Из новых лиц запомнился лиричный Вито Маццео в "Replay" и "Свете и тени", а также великолепный Марийн Радемакер в "Оффи".
На пресс-конференции Екатерина Галанова пригласила Голландский национальный балет сразу же на следующий фестиваль и на многие годы вперед. Это верное решение. Петербургскому зрителю близка культурная сдержанность и высочайший профессионализм, сохранение традиций наряду с их творческим развитием, которые живут в голландской труппе.