Oct 23, 2014 10:04
12 октября
Театр "Мено Фортас" (Вильнюс) на сцене театра Балтийский дом
Фестиваль Балтийский дом
Новый спектакль Някрошюса утверждает в мысли о том, что мастер исписался. Очередное библейское заглавие позволяло ожидать римейка Песни Песней или продолжения прошлогоднего Рая, но получившийся спектакль собрал все самое неудачное из театральной системы Някрошюса. Он целиком построен на пафосной декламации, а декламировать его актеры не умели никогда. Символико-метафорический ряд, сопровождающий декламацию (лопата, перекидываемая из рук и в руку; любимые режиссером деревянные колобахи, в этот раз замеряющие рост артистов; ящики письменного стола, из которых - как бы ретроспекцией - создается дерево и в которые, как в аэропорту, складывается одежда обнаженной души человека - самый интересный, наверное, образ спектакля) сильно проигрывает мощной метафорике Писания. При этом отдельные отрывки Книги Иова зачитываются по несколько раз, превращая божественный глагол в "слова, слова, слова", а некоторые не зачитываются вовсе. Если с текстом обычной пьесы такие пертурбации вполне приемлемы, то со священным текстом они сомнительны. Тем более, что суть книги Иова совершенно изменена режиссером, поскольку финал спектакля совершенно отрезает последнюю, 42 главу, в которой Господь прославляет Иова и воздает ему по заслугам.
Несмотря на это, фестиваль этого года, на мой взгляд, можно назвать одним из самых интересных за всю историю. Самые интересные открытия получились там, где не ждал. Большое спасибо всем организаторам фестиваля и особая благодарность - пресс-секретарю театра Балтийский дом Юлии Балабановой за самое внимательное отношение и всемерную помощь.
Някрошюс,
фестиваль Балтийский дом,
Книга Иова