Oct 26, 2013 23:52
24 октября
Театр музыкальной комедии
Давненько не был я на мюзиклах, - сказал я себе и в появившееся свободное время отправился в Театр музыкальной комедии. Чарли Чаплин - фигура бесспорная и вполне мюзикальная, решил я; кроме того, многогранность и тонкость главного героя должна избавить от той мелодраматической пошлости, которой грешит мюзикл как таковой. И в общем, оказался прав.
С одной стороны, выяснилось, что мюзиклы у нас делать научились. "Чаплин" в Музкомедии - это самая добротная продукция, вполне сравнимая с тем, что обычно показывают на Лестер сквер и Пикадилли. Вокал очень приличный, музыкальное сопровождение сносное (впрочем, оркестр Музкомедии страдает от той же болезни непрофессионализма, что и все оркестры России), актерская игра для мюзикла на высоком уровне. Скучно не было, хотя спектакль продолжительный: музыкальные номера умело чередуются с игровыми вставками, танцы и трюки в самой удачной пропорции. Интересно, как сумели перестроиться артисты Музкомедии. Если раньше в театре были солисты, хор и артисты балета, и все это по отдельности, то теперь солистам приходится показывать трюки и танцевать, а кордебалет, прилично стоя на пуантах, еще и неплохо поет в хоровых сценах.
Впрочем, по гамбургскому счету, динамики спектаклю не хватает - но это общее свойство мюзиклов и оперетт (при переходе от драматической игры к пению и назад темп неминуемо теряется), хотя толковые режиссеры умеют его преодолевать. В ряде случаев артисты, играющие второстепенные роли, явно не дорабатывают (особенно в начале спектакля, когда темп еще не набран) - тут, наверное, недоработка импортированного режиссера Уоррена Карлайла и его импортированных ассистентов.
В главной роли я видел Астемира Апанасова, которого хочется похвалить отдельно ото всех. Мало того, что он умеет петь и сносно стоит на канате, мало того, что он тонко ухватил чаплинские ужимки и некоторые чаплинкие трюки (очень странно, что перекатывание котелка по руке и обратно, которое получается у него здорово, он проделал всего один раз), он интересно меняется на сцене, в игровом плане прибавляет к финалу, в котором смотрится трагически-проникновенно.
С другой стороны, несмотря на исключительность темы, создателям все же удалось свести рассказ о Чаплине к мелодраме: всю жизнь его мучает любовь к матери, но он просто не в состоянии ее видеть; жены Чаплина все недостойны, пока не появляется Уна О'Нил - и тут мелодрама разворачивается на полную катушку. Конфликт Чаплина и американской демократии тоже сводится к мелодраме - во всем виновата обиженная журналистка Хедда Хоппер. Странно, что в спектакле нет почти ни одного чаплинского кадра (кроме кусочка из раннего "Дня получки" и нескольких вкраплений "Золотой лихорадки"). Нет ни "Малыша", ни "Огней большого города". Если в первой части эти фильмы хотя бы обсуждаются персонажами, то потом (в период чаплинского расцвета) от фильмов остаются одни названия, выкрикиваемые со сцены. Все творчество киномага сводится к образу бродяжки; все, что далеко от него, выброшено из сценария. Про "Месье Верду", например, сценаристы (Кристофер Кёртис и Томас Меан) не посчитали даже нужным упомянуть - один из лучших фильмов Чаплина остался за кадром. Наконец, я полагал, что музыка Чарли Чаплина в мюзикле так или иначе прозвучит. Ан нет: композитор Кристофер Кертис даже не обыграл чаплинские мелодии. Пожалуй, самое слабое звено в спектакле музыка - она банальна (впрочем, как во многих и многих мюзиклах).
Тем не менее, спектакль добротный и какой-то уютный. Посмотрел не без удовольствия.
Чаплин,
мюзикл,
Астемир Апанасов,
Театр музыкальной комедии