Амстердамский барочный оркестр

Oct 20, 2013 12:46

17 октября
Концертный зал Мариинского театра

Год Голландии в России порадовал еще одним событием - визитом Амстердамского барочного оркестра. Поскольку в Петербурге барочной музыки нет как таковой, эти гастроли особенно дороги.
С одной стороны, звучание Амстердамского оркестра - подчеркнуто барочное, аутентичное, со слегка расплывающимся ("клавесинным") звуком струнных и дребезжащим звучанием духовых. Эта благородная патина поначалу кажется слишком нарочитой, подчеркнутой, но вскоре от нее начинаешь ловить кайф. Поскольку группы инструментов так здорово сведены дирижером, четкие мелодийные линии так красиво перетекают от струнных к духовым и обратно, общий звук оркестра на удивление цельный. Отдельные группы инструментов и отдельные музыканты то и дело вызывают восхищение. Например, вторая часть ("Ария") сюиты Баха (№ 3, ре мажор) исполняется, как известно, только струнными. Этот несколько заезженный хит (часто исполняющийся отдельно) прозвучал на редкость проникновенно (а потом эту часть исполнили на бис - и так же, без единой пошлинки). Барочные трубы (редкий в наших краях инструмент) вели темы более чем убедительно. Ваутер Версхурен, солировавший концерте Моцарта для фагота с оркестром си-бемоль мажор, был очень хорош, слышен постоянно в самых сложных украшениях (в отличие от Карлеса Кристобаля, выступавшего летом с Венецианским барочным оркестром), с очень красивым звуком. Во втором отделении звучала 103-я симфония Гайдна ми-бемоль мажор "С тремоло литавр": начавший симфонию литаврист выше всяких похвал.
Общий звук оркестра особенно выразителен в финальных частях (например, в Жиге - последней части сюиты Баха), но и в медленных частях (вторая часть Моцарта Andante ma adagio с соло фагота или вторая часть Гайдна Andante). Менуэт (третья часть симфонии Гайдна) вышел очень стильным, что хорошо известно дирижеру - он сыграл его первым бисом.
Основатель оркестра и его музыкальный руководитель Том Копман - удивительно жизнерадостный музыкант. Производит очень приятное впечатление постоянной широкой улыбкой и открытостью публике. Не говоря о его музыкальной тонкости и блеске интерпретаций.

Том Копман, Ваутер Версхурен, Концерный зал Мариинского театра, Амстердамский барочный оркестр

Previous post Next post
Up