Кент Нагано и оркестр Петербургской филармонии

Oct 04, 2013 00:10

30 сентября
Большой зал филармонии

Давно за пульт первого филармонического оркестра не становился приглашенный дирижер из первого ряда мирового дирижерского списка. И в самом деле, Берлинский филармонический или Венский филармонический работают в течение сезона, помимо своего дирижера, главного, еще с десятком дирижеров первого ряда. А наш оркестр этого удовольствия почему-то давно лишен. И главное, лишена удовольствия петербургская публика. 30 сентября эта черная традиция была сломана. За пульт ЗКР встал Кент Нагано - дирижер выдающийся. Такие дирижерские гастроли - каждый раз серьезная проверка и для оркестра и для дирижера. Дирижер работает с серьезными музыкантами, привыкшими играть в другой манере, - и вынужден подстраиваться под них. Оркестр, привыкший к своей манере исполнения, учится играть по-другому. Это момент творческой проверки. Мариинский оркестр, например, ее давно не выдерживает - играет с любым дирижером обычно-неинтересно, как всегда. А вот Первый филармонический проверку прошел на ура, с пониманием приспособившись к непривычной манере Нагано.
7 симфония Брукнера - удачный выбор, ибо Нагано, несмотря на японское происхождение и американское гражданство, давно и плодотворно работает с немецкими оркестрами (в данном случае австрийскую и немецкую традиции можно не различать). Поздне-романтический Брукнер получился у Нагано насыщенно-эмоциональным, но с глубоко скрытой актерской игрой, внутренней, не показушной - наподобие игры в театре но. Темы симфонии были прочерчены, как по линейке, но эта прямолинейность - вкупе с глубинной эмоциональностью - отнюдь не казалась банальной. Напротив, одно усиливало другое, и симфония прозвучала как подлинный триумф духа. Особенно хороши были медленная вторая часть с постепенным нарастанием эмоциональности и яркая третья - быстрая и внезапная, как удар самурайского меча.
Нагано вообще похож на опытного самурая. Его манера дирижировать совмещает благородную сдержанность с кипящей эмоциональностью. С Темиркановым его роднят почти балетные руки - длинные красивые кисти, на взмахи которых одно удовольствие смотреть.
Жаль только, что в программу концерта вошла лишь одна симфония. Впрочем, лучше по-настоящему поработать над одной, чем кое-как представить две. И хочется, чтобы такой концерт не остался уникальным. Филармонический оркестр и петербургский слушатель заслуживают качественного разнообразия. Чтобы как в Берлине и Вене.

Брукнер, филармония, Кент Нагано, ЗКР, филармонический оркестр

Previous post Next post
Up