Бенджамин Бриттен. Притчи для исполнения в церкви.

Jun 11, 2013 23:25

5,6,8 июня
Церковь св. Екатерины

Английский коллектив «Махогани опера» выступил в Петербурге с полноценными гастролями, представив русской публике духовную музыку Б.Бриттена - три маленькие оперы (притчи для исполнения в церкви), написанные в 1960-е годы на священные сюжеты. Первая из них - «Река Керлью» (Curlew River ) создана по мотивам спектакля театра но (действие перенесено из Японии в средневековую Англию): безумная мать ищет своего потерянного сына. Переправляясь через реку (мифологический сюжет, связанный с переходом в иной мир), она узнает, что сын умер. Но, оплакивая его, мать обретает откровение: она слышит голос сына, утешающий и обещающий встречу после смерти. Вторая притча - на сюжет о блудном сыне - навеяна эрмитажной картиной Рембрандта (Бриттен был поражен ею во время визита в Ленинград) и посвящена Д.Д.Шостаковичу. Третья - на не менее традиционный для сценического воплощения сюжет - «Пещное действо», о трех отроках, ввергнутых в огненную печь Навуходоносором.
Представления проходили в лютеранской церкви св. Екатерины (расположена в самом начале Большого проспекта В.О.), это придавало исполнению колорит аутентичности. Написанные для сакрального пространства, музыкальные тексты притч обретают в церковных стенах особую убедительность. Театральное искусство получает безусловную действенность проповеди и церковной службы, а сам театр возвращается к своим религиозно-синкретическим истокам. Не был на первом представлении «Блудного сына» в Эрмитажном театре. Но думаю, что в интерьере Кваренги, созданном для роскошной публики высшего света, произведения Бриттена теряют часть своей проникновенности.
«Махогани опера» под руководством Роджера Виньола играет Бриттена просто, тихо и проникновенно, без того лжемодернистского надрыва, с которым принято у нас исполнять и Бриттена, и Прокофьева, и Шостаковича. Оно конечно, музыкальная притча не столь масштабна, как опера, - в том числе и по насыщенности звука. Но в то же время, интонация совершенно иная, чем у Михайловского оркестра в "Билли Баде" или у Мариинского в "Повороте винта". И этой простой интонации Бриттена веришь, и музыка становится близкой и понятной. Примерно такие же чувства были у меня тогда, когда впервые услышал в хорошем исполнении Шостаковича.
Солисты у "Махогани" скромные. Но есть исключение - тенор Джеймс Гилкрист, герой трех вечеров. В "Реке" он играл Безумную мать, в "Блудном сыне" Искусителя, в "Пещном действе" Навуходоносора. Сильный и красивый голос, блестящая актерская интонация, выражающая мельчайшие тонкости переживаний. В роли Безумной матери он великолепно передает и безумие и страдание, в роли Навуходоносора он прикольно-инфантильный (в русской традиции так обычно играют Павла Первого), Искуситель же у него же сладостно-тих до противности и страшен своей вкрадчивостью.
Все три представления начинаются и заканчиваются шествием всего коллектива под латинский гимн в монашеских балахонах, выходя на алтарные ступеньки артисты переодеваются - все это очень напоминает большие праздничные церковные службы с переменой облачения. Перед каждой притчей Аббат (или Искуситель в "Блудном сыне") рассказывает о том, что сейчас покажут. Выходит музыкальная проповедь. Наконец, приглушенный свет, медленное условное действие создает мистериальный колорит. И мы ловим себя на мысли, что это не просто аутентичный Бриттен, это синкретическое действо, относящее к средневековым мистериям. Модернист Бриттен, надо думать, был бы очень доволен.

Роджер Виньол, Притчи, Блудный сын, Махогани опера, Пещное действо, Бриттен, Река Керлью, mahogany opera, Джеймс Гилкрист

Previous post Next post
Up