13 декабря
Михайловский театр
Премьера
Новый балет Начо Дуато не поражает так, как "Многогранность", но и не разочаровывает так, как "Спящая". Он очень интересен - и в историю мирового балета, безусловно, войдет. На фоне бездарнейших хореографий Макмиллана (если взять балет в целом) и Эштона (с любой точки зрения) он смотрится как творческий прорыв. На фоне Лавровского и Нуреева - как творческий диалог: можно усмотреть в нем некоторые неосознанные цитаты и некоторые сознательные отсылки (придуманный Лавровским платок Джульетты давно кочует из хореографии в хореографию), но в целом - это умный и зрелый (несмотря на "защитное" пред-интервью Дуато: дескать, давно поставил, молодой был, глупый) балет. Зрелость хореографии демонстрируют сцены боев, которых в сюжете немало. Они даже в музыке Прокофьева решены однообразно. А вот в балете Дуато каждый бой сделан индивидуально, ни на что не похоже. Интересно смотреть.
Можно найти в новом балете откровенно неудачные места. Их, впрочем, не так и много: черные флаги в сцене похорон, вопль кормилицы в конце пафосной сцены засыпания Джульетты, еще один-два момента каждый добавит по своему вкусу. Значительно больше сцен, решенных почти гениально: лаконичный до быстролетности диалог Джульетты с патером Лоренцо, когда она получает флакон с зельем; трио арлекинов; наконец, почти вся партия Джульетты.
Сотрудничество Дуато и Натальи Осиповой, которого так ждали все ее поклонники, приносит первые плоды. Джульетта, созданная Дуато-Осиповой, не похожа ни на что, мною виденное (не так давно, например, видел Наталью в хореографии Эштона:
http://evg-ponomarev.livejournal.com/tag/%D0%90%D1%88%D1%82%D0%BE%D0%BD). Их Джульетта напоминает тургеневскую девушку: она духовно сильна, уверена в своей правоте и готова бороться за счастье - она вся состоит из резких и мощных движений, в дуэтах с Ромео именно ей принадлежит лидерство, закалывает себя она без рыданий и колебаний. Даже романтическое па-де-де в спальне (вопрос к господам оформителям: что это за турецкое ложе такое? Это откуда в Вероне? Зачем оно нужно в контексте стильных в своем минимализме декораций балета?) решено резкими ломаными движениями рук и мощными прыжками. Руки, к слову сказать, вообще поразительны - они часто пантонимичны: объяснение героев под балконом начинается и завершается рукой до локтя, протянутой в дверной проем. Такие поражающие простотой решения сцен вписывают балет Дуато в традицию, идущую от Лавровского.
Ромео на премьере не случайно танцевал Сарафанов, а не Васильев. Полагаю, что в этом балете Васильев, как и в "Сильфиде", снова будет совершенно не к месту. Ромео у Дуато пластичен и ироничен, Ване это не изобразить. Сарафанов, наверное, сделал все, что смог, в многочисленных поддержках (известно, что носить он почти не умеет): иногда его не хватало, но большей частью справлялся. Только в этом, пожалуй, Васильев будет лучше.
Общий рисунок массовых сцен кажется идеально подобранным для труппы Михайловского театра. Это то, что они могут сделать, не вызывая сомнений в профессионализме. Балет Мариинского исполнил бы все это, конечно, много лучше. Но Мариинский уже лет 40 не может понять, что ему нужен хореограф соответствующего уровня. А вот в Михайловском хореограф, слава богу, есть. Есть и прима-балерина. Остальное, будем надеяться, приложится.
Единственное, чего никак не поймет Михайловский, - это то, что нельзя раз в год менять дирижера, всякий раз понижая планку. Оркестр под управлением Михаила Татарникова не исполнял, а лабал. Дирижер не смог отрепетировать с оркестром даже небольшое вступление. Ибо во время вступления отвлечься от музыки не на что. Оркестр не просто фальшивил, он менял темп от такта к такту, не оставив от великой музыки ничего. Сергей Сергеевич Прокофьев такого не заслужил.