Ноймайер без границ. Гала-концерт

Nov 10, 2012 13:18

9 ноября
Михайловский театр

Ноймайер представил Петербургу очерк собственного творчества - гала-концерт, составленный из кусочков балетов разных лет. Преобладали дуэты (па-де-де). Танцевали как солисты Гамбург-балета, так и солисты многих западных и даже одной российской (Стасик) трупп. Идея, безусловно, хороша, хотя и не без изъянов. А именно: Ноймайер силен именно в сюжетном балете; балеты бессюжетные, "на музыку" у него большей частью не выходят. В гала маэстро взял большей частью кусочки сюжетных балетов, и это правильно. Но взял не что-нибудь, а па-де-де. Когда из ноймайеровского балета выдергивается дуэт, он теряет все связи с прочим балетным текстом и почти всегда превращается в танец бессюжетный. Чарующая сила Ноймайера в культурологичности, повторяемости символов, а это отдельный дуэт не передает. Поэтому половину гала смотреть было довольно скучно. Лучше всего вышли именно те отрывки, которые сохранили внутренний сюжет: "Yondering", "Кармен", "Смерть в Венеции" (встреченная овацией, несмотря на все усилия депутата Милонова), "Русалочка". В некоторых дуэтах ("Лилиом" и "Дама с камелиями") есть собственный драматизм эпизода, тогда дуэт смотрится на одном дыхании. Но часть номеров потерпела неудачу еще на стадии отбора. Второй момент - отбор танцовщиков. Нам, понятное дело, представили всю гамбургскую труппу: мощного (не без лиризма) красавца Эдвина Ревазова, прежнюю приму Анну Поликарпову (не знал, что в Питере у нее столько поклонников - кричали ей очень громко и совершенно незаслуженно), новую приму Элен Буше. Буше - хорошая европейского уровня балерина, но звезд с неба не хватает, Поликарпова, как и 10 лет назад, абсолютно никакая (умудрилась сделать из Кармен пустышку), Ревазов как специально создан для мужского дуэта из "Смерти в Венеции". Танцовщики из Королевского балета Нидерландов и Королевского датского балета не запомнились ничем. Парижскую оперу представляли Изабель Сьяравола и Матье Ганьо, которые технически на голову выше всех остальных, но в плане образа почти от них не отличаются. Ко всей этой балетной усредненности добавили двух суперзвезд: Роберто Болле и Алину Кожокару.
Болле показал всем, как надо носить балерину в "Даме с камелиями" (а вот Джулия Кент, которую он носил, еще одна сценическая пустота: она не понимает, зачем двигается), небольшую мужскую партию этого дуэта исполнил превосходно. Осталось только недоумение: неужели во всем Ноймайере не нашлось более выигрышного - мужского, сольного - номера для него? Алина Кожокару гениально исполнила па-де-де из "Сна в летнюю ночь" (но опять: Тьяго Бордин совершенно не подходит ей ни по классу, ни по балетному уму, ни по технике). Помню, видел этот балет в Большом театре. Это па-де-де не запомнилось совершенно. Вчера мне казалось, что Алина танцует другой балет: па-де-де оказалось феерически-сверкающим. Кожокару потрясающе изыскана в своих едва уловимых жестах, в чарующем движении рук, в позах и движениях. Пожалуй, это было самое сильное впечатление за весь большой концерт. Другой ее номер (дуэт из балета "Лилиом") оставил сожаление: Алина ярко изобразила юную наивную девицу, но это для нее слишком банально. Танцевать это могут многие балерины в мире. А вот "Даму с камелиями", которую танцевала не она (а Кент и Сьяравола), по-настоящему могут исполнить немногие.
По окончании остались и радость и разочарование: приятно, что Ноймайер привез к нам настоящую программу, но отчего же ему так безразлично, кто представляет нам его выдающуюся хореографию. Это что-то вроде Кустурицы, который в сентябре привез ряд своих фильмов на видео ужасного качества. Очень жаль, что у многих мастеров наступает эпоха, когда доказывать они никому ничего больше уже не хотят. И им кажется, что любой их плевок гениален.

кожокару, Михайловский, Джулия Кент, Ноймайер, Элен Буше, Сьяравола, Ганьо, Анна Поликарпова, Ноймайер без границ, Кожокару

Previous post Next post
Up