Дама с камелиями

Nov 06, 2012 14:40

6 ноября
Гамбург-балет Джона Ноймайера
Михайловский театр

"Дама с камелиями" - один из лучших балетов Ноймайера сюжетно-литературного рода (Ноймайер очень разнообразен), ставший в определенном смысле классическим. Гамбург-балет уже показывал его на гастролях 2003 года, теперь Петербург смотрит его во второй и третий раз. Тогда мы только знакомились с творчеством Ноймайера: помню, что "Нижинский" и "Чайка" произвели большее впечатление. С "Камелиями" все оказалось не так просто: ясно было, что балет выдающийся, но исполнение Анны Поликарповой не слишком впечатлило. В кулуарах тогда говорили, что если бы большую балерину, уровня Ульяны Лопаткиной, да в этот балет... Лопаткину мы уже не дождемся, но другая прима Мариинки - Диана Вишнева - теперь танцует Ноймайера, как и многих других знаменитых хореографов, и, спасибо, показывает нам.
Впрочем, и русская публика уже не та, как в 2003-м, мы куда более искушены в европейских веяниях: например, в прошлом сезоне канал "Культура" показал нам "Даму с камелиями" в исполнении Опера де Пари, и Аньес Летестю - холодная королева "Лебединого", поразительно техничная прима из "Этюдов" (перечисляю ее главные гастрольные роли в Петербурге) - впервые поразила нас актерским мастерством в партии Маргариты. На фоне кордебалета Парижской оперы труппа Ноймайера кажется старшей группой детского сада. И если в 2003-м мы прощали низкотехничность гамбургских танцовщиков за их страстность и музыкальность, то теперь судим по гамбургскому счету.
Надо, правда, отдать должное труппе Ноймайера. В ней есть ряд относительно техничных ребят - например, Каролина Агуэро (Олимпия) и несколько юношей из корды. Давние солисты труппы, вроде Александра Рябко(Арман), компенсируют нехватку техники жестом, чувством, свежестью движений. Все они по-прежнему умеют движением сделать акцент - и музыкальный и хореографический, танцуют свежо, не заиграно. Хорошо чувствуют замысел хореографа, построенный на зеркальности сцен и персонажей, начиная с центрального отражения (Маргарита - Манон Леско). Но иногда очень хочется назад, в телевизор, к танцовщикам Парижской оперы. Особенно когда мужчины из Гамбурга демонстрируют полное неумение носить солистку (интересно, что они делают, когда носить приходится балерин более крупных).
Диана Вишнева не идет ни в какое сравнение с Анной Поликарповой. Она играет, роль ее продумана, от акта к акту она сильно меняется, и следить за этим интересно. Однако я предпочитаю Летестю. Ибо исполнение Дианы не совсем укладывается в логику роли. Она вновь, как и в Жизели, слишком истерит. На протяжении почти всего спектакля. Вот, например, II акт. Сначала идет дуэт с Арманом: он яркий, чувственный, вполне достойный, но ловишь себя на мысли, что или чего-то в нем не хватает или чего-то слишком много. Не хватает, возможно, достоинства, а много, может быть, пылкости: от такого "перебора" страсть может переродиться и в легкомыслие. Нет, вроде бы не перерождается, все на уровне, но как-то не так. Вслед за дуэтом идет объяснение с месье Дювалем, отцом. Вот тут Диана танцует здорово, ибо здесь очень к месту истерика: она нашла любовь всей жизни, а отец возлюбленного требует исчезнуть. И так весь балет. В дуэте третьего акта в танце примы совсем нет жертвенности, она скорее требует, чем обрекает себя на заклание.
И тут мы сталкиваемся, как кажется, с главной актерской проблемой Вишневой. Роковое не для нее, она его не умеет передавать, поскольку не чувствует. Лучшие ее роли (принцесса Аврора, к примеру) все без рокового. А вот что Жизель, что Маргарита Готье - это роли роковые. И откуда было набраться рокового суперуспешной девушке из Петербурга, у которой всегда все получалось? Карьера росла, как на дрожжах. В случае Дианы Вишневой приходится согласиться с теми теориями, которые уверяют: где вечный успех, там нет искусства. Художник должен быть несчастен. Так это или нет, сказать не берусь. Но Диану, упоенную успехом, видел не раз. А несчастную Диану - никогда. А жертвенную Диану - даже представить себе не могу.
Можно спросить организаторов фестиваля "Дягилев P.S.", отчего второй спектакль не танцует Алина Кожокару - раз она все равно участвует в гала. Интересно было бы и тут сравнить ее с Вишневой. В классической хореографии Кожокару выигрывает однозначно.

кожокару, Вишнева, Каролина Агуэро, Михайловский, Дама с камелиями, Александр Рябко, Диана Вишнева, вишнева, Ноймайер, Гамбург-балет, Анна Поликарпова, Кожокару

Previous post Next post
Up