Мой уникальный путь

Jun 05, 2012 00:21

30 мая
Приют комедианта

Спектакль с полугодовой историей посмотрел только сейчас. Могу сказать, что он вполне свежий.
С одной стороны, спектакль предельно прост: по сути, это три взаимопересекающихся моноспектакля, объединенные единым сюжетом. В процессе развертывания сюжета мы понимаем, что одно и то же событие оценивается и, главное, воспринимается, тремя героями совершенно по-разному. Одно и то же событие, пережитое тремя людьми, это эти разных события. В русской литературе это впервые громко зазвучало у молодого Аксенова (Василия, не путать с режиссером), но, кажется, так и не было услышано. Для большей части русскоязычной публики событие равно восприятию моего Я. Понимание, что Другой видит то же событие по-другому, до сих пор недоступно даже нашим крупнейшим интеллектуалам. Так что еще раз хочется подчеркнуть: литчасть в "Приюте комедианта" не дремлет и выбирает, в отличие от большинства петербургских театров, действительно актуальные пьесы.
Постановщик Григорий Дидятковский решил пьесу как три моноспектакля. Это и просто и очень сложно. Ибо требует от трех артистов игры на пределе - иначе зрительный зал начнет зевать. Мастерски справляется с этой задачей Сергей Дрейден. С первых слов устанавливая контакт с залом, он становится хорошим рассказчиком, для которого рассказываемая история и просто болтовня и, вместе с тем, прочувствованная тема. Намного проще выглядит Дарина Дружина - а думается, что выглядеть она должна много сложнее простака и неудачника Тедди. Ее истерия местами не слишком вяжется с произносимым текстом (к переводчику Михаилу Стронину очень много вопросов - в том плане, что не чувствует он разговорного русского) -  уж больно этот текст рассудочный и заполнен суперкнижными на сегодняшний день конструкциями. Как бы не довольствуясь одними словами, режиссер заставляет ее (ее одну - из всех трех артистов) после каждого монолога исполнять пластический этюд - это получается на высоком уровне. А вот сам Григорий Дитятковский, исполняющий третью роль, играет неплохо, но много кричит (заменяя этим одержимость, которую хорошо бы показать как-нибудь посложнее), закатывает глаза и машет руками - при этом передавая нам настоящие сильные переживания героя. Вдруг возникает мысль, что преподаватели Театральной академии в школьности не слишком отличаются от своих студентов. Дидятковский играет так, будто зал заполнен его учениками, будто за ролью стоит мессидж препода: смотрите, вот как надо играть. И от этого ощущения режиссерского показа выигрышная роль сильно проигрывает. Что подчеркивается и предельно школьным решением Эмиля Капелюша: сценография и декорация предельно просты; окно или траснпортер на заднике сцены так и не выстрелит на протяжении всего спектакля. Впрочем, в этом сценографическом лаконизме есть и яркие решения: прежде всего, это меловой абрис Дитятковского, остающийся на стене, создающий постоянное присутствие главного героя и, в то же время, заранее напоминающий об убийстве, которым все кончится.
Есть в пьесе и еще одна замечательная тема - это тема чуда, которое капризно: чудотворцу может повезти, а может оказаться, что он бессилен. Фиаско приходит чаще. Главный герой, целитель, сам не знает, когда и почему ему удается излечивать людей. Этот момент непредсказуемого исцеления с самого начала спектакля сопоставлен с темой искусства. Так что мы чувствуем: происходящее перед нами - это тонкий момент, который может вызвать чудо, а может кончиться ощущением бессилия. В этом участвует и артист и зритель. Так что скепсис зрительного зала может сегодня стереть артистическое вдохновение.
В целом, спекталь смотреть очень интересно. Единственно, что вызывает сомнение - это придуманное театром заглавие "Мой уникальный путь". Оно с очевидностью хуже, чем оригинальное название пьесы "Целитель верой". Хотя и оригинальное заглавие не отражает главного смысла происходящего на сцене. Так что лучше бы было оставить это действо без названия.







Фото: Дарья Пичугина, любезно предоставлены театром "Приют Комедианта"

Мой уникальный путь, Приют комедианта, Дитятковский, Дарина Дружина, Капелюш, Дрейден

Previous post Next post
Up