Sep 24, 2011 00:06
21 сентября
Александринский театр
Фестиваль "Александринский"
Сначала о фестивале. Драматический фестиваль, организованный в одном из крупнейших драматических театров России, показывает нам 1)свою премьеру 2) "Войну и мир" из Австрии 3)два балета. Драмой на нем теперь пахнет лишь слегка. Уж заодно и о втором драматическом фестивале осени. Единственный раз Балтдом заполнил всю программу одним режиссером - это был Някрошюс. Теперь решили повторить: весь фестиваль из Туминаса. Проблема только в том, что Туминас и Някрошюс из разных весовых категорий. И так не избалованные драмой, мы лишились в этом году обоих драматических фестивалей. Остается пожелать руководству Балтдома на следующий год заполнить весь фестиваль спектаклями Фокина.
Второе предварительное соображение. Поскольку канадцы сначала выступали в Москве, то, отправлясь в Александринский, я уже много слышал о том, что хореография ужасна, труппа ничего, а Вишневу вообще не видно. Из всего этого согласен лишь с последним. Труппа очень хороша, потому и не видно Вишневу. Любая из канадских балерин исполнит ее партию ничуть не хуже, а может даже лучше. Ибо ветвистые руки, ставшие фирменным знаком Дианы и использующиеся ею в любой хореографии, еще двадцать лет назад считались бы в Мариинском театре грубейшей школьной ошибкой, неумением работать с кистью. Причем если раньше это было забавно, то теперь я склонен стать на точку зрения традиционных балетных педагогов.
И третье предварительное соображение. Мой друг, вспоминая летний бенефис Вишневой, сделал точное замечание: обычно в бенефисе, несмотря на титулованных гостей, главная фигура всегда бенефициант. А вот на Вишневой мы смотрели на Болле, на Ричардсона, возможно, на кого-то еще, но не на Вишневу. Вишнева терялась и совсем не была центром действа. А ведь правда, господа! Сколько бы ни было титулованных гостей на бенефисах Фаруха, в центре, самым ярким всегда оставался Фарух. А Вишнева, господа, - она блеклая балерина! Это очень вспомнилось на La La La Human Steps. И больше о Вишневой не будем, не стоит. Будем о канадцах.
Те, кто пришел в Александринский не на раскрученную звезду, а на известный танцевальный коллектив (таких, впрочем, наверное, было меньшинство, к которому отношу и себя) получили большое удовольствие.
Во-первых, очень хороша хореография. Это даже не современный балет, это вполне классический танец, только сильно убыстренный, как наша сегодняшняя жизнь. Как если бы балет времен Кшесинской и Карсавиной был записан на старую кинопленку - с резкими и быстрыми движениями. С другой стороны, так должны танцевать герои Достоевского - с их экспрессивностью и энергетической перенасыщенностью. Вместе с тем, это очень современный танец, пародирующий классику и создающий из ее разложения на элементы нечто радикально новое.
Во-вторых, очень стильно сделан свет. Совершенно не согласен с теми, кто говорит, что из-за освещения сцены ничего не увидел. Напротив, свет подчеркивает поэзию движений, кадрирует эпизоды, стильно делает балет черно-белым (опять же, как старая кинопленка), расчленяет пространство, отделяет героев друг от друга.
В-третьих, видеоарт, который хореографы суют в балеты как правило некстати (например, Прельжокаж) здесь очень органичен и, опять же, стилен. Очень хорошо ложится на музыку, гармонирует с танцевальным замыслом, отделяет части спектакля друг от друга.
В-четвертых, понравилось музыкальное сопровождение. Недаром канадский коллектив прославился сотрудничеством с хорошими и известными музыкантами. Саксофон (женщина!) выше всяких похвал.
В-пятых, труппа одного - высоченного - уровня, спаяна, каждый работает на совесть. Производит впечатление после труппы Михайловского театра, которую смотрел у Дуато накануне.
Единственным недостатком можно посчитать некоторую затянутость, но этот упрек применим - в зависимости от вкуса - практически к любому современному балету.
Так что спасибо Фокину за яркий танцевальный коллектив. Раз уж драмой поразить не можем, будем привозить хороший балет. Предлагаю вместо Александринского репертуара (на который все равно собирается в лучшем случае ползала) привозить раз в две недели спектакли ведущих хореографических коллективов. И, глядишь, оживет старый императорский театр.
Édouard Lock,
la la la human steps,
фестиваль Балтийский дом,
Фарух Рузиматов,
Диана Вишнева,
вишнева,
фестиваль Александринский