Август
Кинотеатры Петербурга
Новый фильм Ларса фон Триера очень напоминает предыдущий - "Антихриста". Возможно, задумана вторая трилогия, как было после гениального "Догвилля". Впрочем, точно так же, как с "Мандерлеем" (второй частью, которая как бы продолжила "Догвилль") нынешний фильм кажется менее удачным, чем "Антихрист". Так часто случается со вторыми и третьими частями трилогий. Во многом повторяя "Антихрист" тематически и стилистически (особенно это ощутимо во время эстетизированного пролога, когда даже камера снимает не с плеча), "Меланхолия" проигрывает ему прежде всего в плане сценария. Если в прологе и потом, во время первой части само понятие "меланхолия" погружается в философско-средневековый контекст - с ведьмовством, как в "Антихристе", с картинами Брейгеля и других соответствующих художников,с Офелией, плывущей по реке в свадебном наряде, с представлением о лунной природе Меланхолии, то по мере действия этот многослойный контекст все более подвергается выпрямлению. Сначала в первой части меланхолия героини противостоит общественным нормам - успешной компании, наглому боссу и замечательному, по обывательским нормам, мужу. Все это героиня с успехом разбивает, совершая нечто похожее на толстовский уход. Во второй же части, когда (остроумно) Меланхолией оказывается планета, проходящая вплотную к Земле и грозящая всеобщей катастрофой, средневековая меланхолия обрачивается страхом смерти, ощущением бессмысленности бытия (намного интереснее эта тема решена, например, в "Причастии" Ингмара Бергмана, можно и другие примеры привести) и, на-конец, фильм Триера просто превращается в "2012". Если уж заканчивать фильм катастрофой, то так, как это сделали Коэны в описанном мной когда-то "Серьезном человеке":
http://evg-ponomarev.livejournal.com/1482.htmlЭта прямолинейность, которой не было в "Антихристе", и раздражает больше всего. Однако фильм большой и сильный, снято ярко и замечательно - в обычном стиле Триера: с плеча, с резкими поворотами камеры во время диалогов, с особенным монтажом, вырезанными "частями жизни" (например, человек зашел в комнату - в следующий момент он сидит в кресле; если он двигает рукой, какие движения руки могут быть выброшены за ненадобностью и пр.). Так же, как в Антихристе" весь пролог и целый ряд деталей по ходу снят невероятно эстетизированно - в сопровождении вагнеровской "Тристана и Изольды". Очень хорошо играют Шарлотта Генсбур (звезда "Антихриста", вот Николь Кидман Триер во вторую часть американской трилогии не взял) и Кирстен Данст, в эпизодической роли очень хороша Шарлотта Рэмплинг, развивающая свое главное амплуа, а вот Удо Кир в другой эпиходической роли смотрится чем-то вроде прикола.
Одним словом, остается ждать, когда фон Триеру надоест снимать продолжения, и он перейдет к новой теме - как после "Догвилля" к "Антихристу".