15 декабря
Мариинский театр
Бессмертная опера «Хованщина», как выразился современный классик, остается на сцене Мариинского много лет - может быть, потому, что это был первый спектакль поставленный В.А. Гергиевым в статусе главного дирижера В 1988-м я был на премьере. На фоне современного минималистского и концептуально-метафорического театра это грандиозное полотно в традиционных декорациях производит сильнейшее впечатление.
Давно не помню такого яркого состава исполнителей. Роман Бурденко - великолепный, колоритнейший Шакловитый, выигрывающий даже у легендарного Вячеслава Трофимова из постановки 1988 года. Станислав Трофимов - выдающийся Досифей, продумавший партию до мелочей и исполняющий ее как-то особенно тепло, как крупный церковный деятель, поучающий братию. Зинаида Царенко (гран-при последнего конкурса Чайковского) - вдохновенная Марфа, поющая одновременно и свежо и академично. Пожалуй, немного не хватает ее пению объема - и, соответственно, сектантской убежденности. Но это, надо думать, придет в ближайшие годы. Объема голоса никто не достигает сразу.
Эти три локомотива тащат за собой всех остальных. Например, рядом с ними очень хорошо звучит Сергей Скороходов (князь Андрей Хованский). Жаль лишь, что основные роли разбавлены ветеранами сцены (Геннадий Беззубенков - князь Иван Хованский, Лариса Гоголевская - Сусанна), которые поют исключительно харизмой и не слишком попадают в ноты. Есть ведь в театре басы - не ветераны?
Хор хорош, а маэстро Гергиев просто поразил: во-первых, начал всего на 12 минут позже, во-вторых, вел оперу идеально.
Давно не слушал бессмертную оперу Мусоргского от начала до конца. И вдруг понял секрет этого бессмертия: в сложные для России времена она вдруг становится невероятно актуальной и играет новыми красками.