15 ноября
Мариинский театр
Спектакль памяти Юрия Темирканова
Старый спектакль 1980-х годов, сделанный Юрием Темиркановым в бытность его главным дирижером Кировского театра, (в отличие от его же «Пиковой дамы») еще сохранился в репертуаре. Сегодня это уже спектакль-символ, спектакль-воспоминание. Поэтому посвящение его памяти маэстро особенно трогательно. Я еще помню Юрия Хатуевича за пультом.
Состав исполнителей был почти звездным. Почти - ибо проблема лирического сопрано, центральная и для этой оперы, по-прежнему остро ощущается в театре. При Темирканове Татьяна в театре была. И не одна.
Роман Бурденко поет Евгения Онегина почти блестяще. Почти - ибо иногда его глушит оркестр. Ария и ариозо - супер.
Ленского впервые исполнил Игорь Морозов. И хотя кое-что у него получилось, поиски тенора для русской оперы останавливать нельзя. Морозов собирается на оба ариозо (злоупотребляя пиано, голос очень не сильный), на арию целиком его не хватает, а между сольными номерами поет глухо, почти баритоном. Тембр неинтересный, много неприятного металла. Хотя - отдадим певцу должное - все верхние ноты взял.
Юлия Маточкина всем хороша в роль Ольги, кроме телосложения. Думаю, в этой партии мы ее уже не услышим. Что усиливает значение этого важного спектакля.
В эпизодах отметим Елену Витман (няня) и Михаила Кита (Гремина). Последний пел в театре еще тогда, когда Темирканов был главным дирижером. 80-летний легендарный бас сохранил удивительно свежий голос.
А вот Заурбек Гугкаев вел спектакль как-то слишком дежурно. Оркестр явно не проникся торжественностью момента. Из-за него и все пение за сценой - в 1980-е фирменная фишка темиркановского спектакля - не получилось.