де Фалья в Мариинском

Jun 06, 2011 15:35

4 июня
Концертный зал Мариинского театра

В рамках года "Испания - Россия" нам устроили небольшую испанскую программу. Знаменитый дирижер Рафаэль Фрюбек де Бургос дирижировал оперой де Фальи "Жизнь коротка". С испанскими солистами и испанской танцовщицей. Только вот оркестр и хор были из Мариинского театра.
В качестве довеска незадолго до концерта в программу зачем-то включили еще и 8-ю "Неоконченную" симфонию Шуберта. Видимо, для того, чтобы концерт не казался урезанным. Лучше бы они этого не делали. Шуберт был исключительно потерей времени. Мариинскому оркестру хороший дирижер - что мертвому припарки. Некая дирижерская концепция в звучании прослеживалась, но она потонула в обычном грязном звуке. На удивление прилично получилось пиано в начале первой части - на этом положительные эмоции закончились. На форте вылезло все то же пиление скрипок и все тот же грязный звук духовых, к которому мы так, к сожалению, привыкли. Не говорю уж о гобое и кларнете... Отличие от Гергиева состояло в том, что группы инструментов, а также главная и побочная темы не мешались и не перекрывали друг друга. Если оркестр не в состоянии прилично звучать даже с большим дирижером, это мертвый оркестр. Вот и вышла проверка. Впрочем, еще в середине девяностых, когда Светланов продирижировал в Мариинском "Псковитянку", уже все было понятно.
"Жизнь коротка" произвела странное впечатление. Во-первых, показалось, что дирижер практически не репетировал с артистами, а артисты - друг с другом. Во-вторых, дирижер вполне по-гергиевски глушил голоса певцов - что может объясняться его личной манерой, возрастом и глухотой, отсутствием репетиций - или всем сразу. Тенор Висенте Омбуэна так и не смог показать себя, Нэнси Фабиола Эррера показалась красивым и интересным сопрано - довольно низким, ближе к меццо, но убедиться в этом мы так и не смогли, потому что совсем без оркестра солистка не пела. Заслуженные овации сорвала танцовщица Нурия Помарес, танцевавшая изысканно и страстно. Ей единственной оркестр не мешал - скорей, наоборот. Интересным включением в ткань оперы был Педро Санс, исполнивший партию певца на свадьбе в духе испанского народного пения, - он оказался чем-то вроде камертона простоты в грохочущих звуках оркестра и орущих звуках хора.
Но в целом, скорее понравилось, чем нет. Новая (хоть и не очень интересная для меня) музыка, умный (хоть и радикально звучащий) дирижер, сильное красивое сопрано, блестящий танец.
P.S. Зал же у нас аплодирует не только после каждой песни вокального цикла, но и между частями симфонии.

Висенте Омбуэна, Жизнь коротка, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Мануэль де Фалья, Нэнси Фабиола Эррера

Previous post Next post
Up