Гала-концерт звезд мирового балета

Apr 25, 2011 10:33

24 апреля
Мариинский театр
Закрытие фестиваля балета "Мариинский"

Как давно замечено, финальный гала-концерт (само по себе - очень грамотная задумка) на фестивалях "Мариинский" с каждым годом становится все дороже и все хуже по качеству. Вчерашний концерт был еще не самым плохим за историю фестиваля. Например, два года назад на всем концерте меня интересовал всего один номер - дуэт Вишневой и Малахова из "Парка", в прошлом году - номер Алины Кожокару и, слегка, половинка номера Холберга. В этом году к Холбергу и Кожокару присоединились Кобборг, Фридман Фогель и новый номер Ульяны. 4 номера, представляющих интерес, - это не так-то плохо. Но - вспоминаются гала первых фестивалей, с (иногда) пятью отделениями, когда мы до ночи не уходили из театра. Когда приезжали на гала труппы Ноймайера, Форсайта, Килиана и танцевали целиком какой-нибудь короткий балет. К этому добавлялся большой дивертисмент с большим количеством приглашенных звезд. А вот потом фестиваль стал заполняться доморощенной продукцией: на нем стали повторять фестивальные премьеры - вроде "Павильона Армиды" (Где этот балет теперь? Стоило ли ставить?). Все больше стало номеров, где танцуют только мариинские солисты - которые и так-то надоели. Апофеозом фестивальной лабуды стали "Бриллианты" исключительно с нашими солистами, с которых мы стали стабильно уходить. Вчерашний фестиваль лишний раз закрепил традицию.
Ну хотя бы попросили Кожокару выйти в "Бриллиантах", они у нее, говорят, умопомрачительные. В "Майерлинге" ей все равно особо нечего танцевать.
Зачем нужно было открывать концерт "Кармен-сюитой", я так и не понял. Она набила оскомину и с двумя нашими примами. Если только задумка не состояла в том, чтобы показать зрителю, что наши примы не так уж и плохи. Как сказал мне вчера один петербургский балетоман: "Я думал, что хуже, чем Вишнева, нельзя провести этот балет. Ан нет, оказалось, можно!". Скука в первом отделении просто висела в воздухе. Остальные танцовщики не отставали от Вингсэй Вальдес: никакой энергии корриды, никакого ощущения рока не возникало. Были просто фигуры, которые кое-как двигались по сцене. Когда все закончилось, зал вздохнул с облегчением.
Дивертисмент открылся номером Фридмана Фогеля. Как мне и говорили, мальчик талантливый и яркий. Хорегорафия, правда, среднеевропейская, поэтому оценить Фогеля толком все-таки не удалось. Премьера Эмиля Фаски под названием "Нирвана" (Олеся Новикова, Максим Зюзин) - это уже не среднеевропейский уровень, а набор хореографических банальностей. Умеет Мариинский театр подобрать хореографов побездарнее - это у нас уже традиция, с Кирилла Симонова пошло.
"Майерлинг" Макмиллана - произведение тяжелое, как бабушкин комод. Но актерский талант Кожокару и, в особенности, Кобборга придал этому гробу с музыкой настоящую жизнь. Глаза Кобборга были действительно глазами насмерть уставшего человека, заставляющего себя двигаться только наркотиком. Движения соответствующие. Мгновенное озарение духа и такой же мгновенный спад были сыграны великолепно. Жаль лишь, что сложные полуакробатические приемы с партнершей у него не так уже отточены, как, возможно, были когда-то. Алина в роли любящей и всецело преданой женщины тоже очень хороша. Гордость и сила, которую съели накотики у ее возлюбленного, вся перешла к ней. Жаль лишь, что два-три феноменальных жеста ее замечательных рук - это практически и весь танец в этой сцене. Впрочем, у Макмиллана так бывает часто. Роль Тима Матиакиса - довольно пуста, так что сказать особенно нечего.
"Танец блаженных душ" Фредерика Аштона - идеальный номер для Дэвида Холберга. Вся лирическая роскошь и вся актерская сдержанность этого артиста раскрываются за несколько минут.
Эшли Боудер и Денис Матвиенко обнаглели вконец и показали "Тарантеллу", которую мы только что посмотрели на Dance Open. Правда, танцевали много аккуратнее и сдержаннее - наглая разухабистость, показанная в "Октябрьском", уменьшилась на несколько тонов. Зал, к чести его, реагировал на эти козьи танцы довольно спокойно. Кто бы объяснил Матвиенко, что это не его хореография. Хотя что именно можно назвать его хореографией, сказать не берусь.
"Фрагменты одной биографии" Владимира Васильева еще раз подтвердили, что Лопаткина перешла на пенсионный репертуар. Заодно великая балерина нашли себе достойного партнера. Единственное безусловное достоинство Марата Шемиунова из Михайловского театра - это его рост и способность без катастроф носить Божественную по сцене. Руки у Ульяны по-прежнему роскошны. Актерская игра по-прежнему хороша. Но вот ноги от года к году... Даже в этом танце, где ноги практически не нужны, она умудряется не попадать в музыку и делать линию некрасивой.
"Гран-па классик" и "Чайковский па-де-де", без которых не обходится у нас ни одного большого гала, смотреть не стал: надоело. Кроме того, избавьте, пожалуйста, от Анастасии Матвиенко. Ну а "Бриллианты" - это само собой. Трудно представить себе менее подходящую для этого балета пару, чем Сомова-Корсунцев. Такое ощущение, что Мариинский театр теперь специализируется на максимальном несоответствии танцовщика хореографии. В этом плане особенно жаль, что Лопаткина так и не исполнила Джульетту. Был бы курьез на весь двадцать первый век.
А так, еще один гала. Не самый худший за 11 лет.

кожокару, Эшли Боудер, фестиваль балета, Шемиунов, мариинка, Кожокару, лопаткина, Холберг, Денис Матвиенко, Вальдес, Фридман Фогель, Сомова, Мариинский, Корсунцев, Лопаткина, Кобборг

Previous post Next post
Up