24 февраля
Мариинский театр
Мне очень грустно. Я бы хотел что-то изменить, но, боюсь, в этой ситуации от обычного человека ничего не зависит. Я не знаю, что у нас остается, кроме веры и надежды на чудо. Как говорил отец Бунина, нет горя хуже, чем отчаяние.
Продолжаю летопись театральной жизни Петербурга. Ибо если жизнь наша и имеет смысл, то это культурные смыслы, которые каждый из нас по мере сил создает. Возможно, дебют Марии Ильюшкиной в «Бахчисарайском фонтане» 24 февраля 2022 года станет символом эпохи, каким стал Мефистофель Шаляпина 25 октября 1917 года.
М.Ильюшкина, А. Сергеев. 1 акт. Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр
В первом акте молодая балерина танцевала грациозную и изящную панночку, стилистически очень похожую на Раймонду. Дебют получился, несмотря на сопровождавшие его неудачи: Маевский, говорят, сорвал спину на разогреве, его срочно заменил Александр Сергеев - артист интересный, но не для этой роли. В третьем акте у Ильюшкиной получилась жертва, хотя создатели спектакля явно предполагали здесь нечто большее. Впрочем, не знаю эталонных Марий последних лет, на которых можно было бы указать: ничего, кроме записи Улановой, не вспоминается. Не помогали и партнеры: Гирей и Зарема изображали своих персонажей на уровне детской студии «Солнышко».
М.Ильюшкина, Д. Корсунцев. 3 акт. Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр
Балет «Бахчисарайский фонтан», созданный в 1930-е годы и чудом сохранившийся в репертуаре, - сложный хореографический текст. Его создатель Ростислав Захаров - в отличие от своего современника Леонида Лавровского - не был гением. Он создал весьма приличный, но не слишком яркий балет. Поэтому в нем сегодня все решают индивидуальности актеров. Актерам же приходится придумывать свою роль самостоятельно. Вот, например, Сильви Гиллем, танцевавшая в 1990-е Зарему в гастрольных спектаклях Мариинского театра, назвала «Бахчисарайский фонтан» кичем в духе немого кино. Если же совсем не придумывать собственного рисунка роли, адаптирующего хореографический текст к современному сознанию, этот балет неминуемо превращается в «гроб с музыкой», как назвал его модный московский критик.
Мария Ильюшкина хорошо дебютировала. Но к влюбленной девушке и девушке-жертве хорошо бы добавить глубокий внутренний смысл. Какой-то свет изнутри, который у Ильюшкиной есть.
М. Ильюшкина. 3 акт. Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр