10 декабря
Воронежский камерный театр на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом»
Новый фестиваль «Вперед к Островскому», придуманный «Балтийским домом» к юбилею великого драматурга, - яркое творческое начинание. Фестиваль открылся спектаклем московского Малого театра (что символично и правильно), а на второй день Воронежский камерный театр (на сцене Балтийского дома разместилась и сцена и зрительный зал в шесть рядов) показал «Грозу», поставленную в стилистике советской демонстрации и будней советского трудового коллектива.
Идея режиссера Михаила Бычкова перенести действие в советский город на Волге исторически объяснима. Островский, как известно, наше все - в том числе и с точки зрения советской идеологии. Классика, как известно, потому и классика, что она всегда с нами, - советское время не исключение. Поэтому начинается спектакль демонстрацией трудящихся, продолжается в трамвае - там же потом произойдет и признание Катерины, но сохраняются и традиционные локусы - дома героев, калитка за садом на волжском берегу, etc.
Несмотря на хронологический перенос, текст Островского (несколько сокращенный) нигде не изменен: основные сцены драмы играются классически, как написано. Этой тонкости в переосмыслении классики поучиться бы многим столичным режиссерам. Однако высказывания персонажей причудливым образом совмещают классические купеческие речи с советскими интонациями. Получается замечательно. Кабаниха превращается в идеальную советскую ханжу, Дикой - в советского начальника из простых, но наглых, Борис Григорьевич - в безвольного советского интеллигента, Кулигин - в интеллигента одержимого, но пустого и т.д. Тихон, Варвара и Кудряш убедительно играют что-то из колхозного фильма. Текст Островского, растворенный в нашем советско-постсоветском создании, становится подлинной темой спектакля, заставляющей задуматься о формах потребления классики носителями идеологий 20-21 веков.
Острое чувство современности Островского, не оставляющее весь спектакль, усилено блестящим актерским ансамблем. Очень хороши Тамара Цыганова (Кабаниха), Юрий Овчинников (Дикой), Яна Кузина (Варвара). Остальные чуть более одноплановы, без глубины, но работают в унисон с исполнителями основных партий. На этом фоне несколько проседает роль Катерины. Татьяна Бабенкова играет и интонирует очень похоже на Чулпан Хаматову, и эта вторичность раздражает. Ее Катерина бросается в воду от чуйств-с, а вот «Почему люди не летают», она сама, кажется, не знает.
Впрочем, эта мелочь совсем не портит общее впечатление. После антракта осовеченный Островский начинает разрастаться до архетипического русской культуры (как и задумывалось самим драматургом). Эротизированная ночь на берегу Волги превращается чуть не в праздник Ивана Купалы, а страшные ряженые - в духов предков из дохристианских поверий. Нет в этом спектакле только христианской основы драмы Островского (в советское время ее предпочитали не замечать) - может, поэтому Катерине и нечего играть?
Единственное по-настоящему неприятное ощущение от этого спектакля к Воронежскому камерному театру не относится. В зале было заполнено не больше четверти мест. Не думаю, что воронежцам приятно играть в полупустом зале, и полагаю, что интерес Петербурга к одному из лучших театров нестоличной России не ограничивается 50-ю простыми зрителями и 50-ю пришедшими по приглашениям. Почему-то билетов на сайте не было как минимум две последние недели, будто бы все раскуплено. Руководство театра (в ответ на мой запрос) объяснило пустоту зала отсутствием QR-кодов у многих купивших билеты. Но почему-то в других театрах все в порядке с QR-кодами. Может, в консерватории что-то подправить? А то получается, что новый яркий фестиваль проходит почти без зрителей.