Лебедь, ощипанный Прельжокажем, и престарелый Дягилев, "удививший" пошлостью

Nov 13, 2021 20:37


«Лебединое озеро» в хореографии Анжелена Прельжокажа

12 ноября

Балет Прельжокаж на сцене Театра Балтийский дом

Фестиваль Дягилев P.S.

2 часа 15 минут исключительной скуки. Анжелен Прельжокаж исписался еще в 2011 году, когда «Дягилев P.S.» привозил в Петербург его недавно созданную «Белоснежку». В 2021 году «Дягилев P.S.» предложил нам под названием «Лебединое озеро» посмотреть «Белоснежку-2». Все те же банальные балы с примитивно-однообразным, бесконечно длящимся скудным набором движений, где итальянский танец отличается от испанского только тем, на каком языке танцовщики бросили перед танцем несколько фраз. Кода первого акта с физкультурным маршем всех участников бала мало чем отличается от коды второго с марширующими на сцене лебедями - от скуки начинаешь играть в «найди десять отличий». Все те же прямые руки, вскидываемые вверх, которые юный Прельжокаж взял из дискотеки восьмидесятых. Тогда это было круто, в двухтысячные уже банально, сегодня - просто тупо: полное отсутствие новых идей за последние двадцать лет. И все два часа (за исключением небольшой дискотечной вставки, тоже неинтересной) - банальная классика: три-четыре элемента, бесконечно цепляемых один за другой. Впервые в жизни пришлось пожалеть, что Чайковский написал такое длинное адажио.



Фото с сайта фестиваля "Дягилев P.S."



Но если в прежних «Белоснежках» проступали какие-то яркие хореографические решения, 5 или 10% общего времени было по-настоящему интересно, то в новом «Лебедином» уже нет и этого. Забавны лишь какие-то мелочи. Так, Одетта (или как ее там у Прельжокажа?) при первой встрече забавно клюет принца поднятыми прямыми руками, как бы отбиваясь и кусаясь разом, но эта интересная мелочь тут же выходит в тираж - то же движение руки-клюва переходит на лебединую массу и набивает оскомину в течение следующих 10-15 минут. Большинство же решений откровенно пошлы: если нужно что-то сделать с черным двойником лебедя, то хореограф делает куклу с угловатыми механическими движениями - ах, как это ново!

Пошла и музыка балета. Прельжокаж, конечно, не может полностью удержаться в пределах музыки «Лебединого озера», он добавляет к ней 79D (какую-то электронную музыку), но главное - берет еще и другого Чайковского. Нужно ли говорить, что все это Чайковский балетный, переложенный на язык танца другими великими хореографами? Думается, этот любитель дискотек, в отличие от Ноймайера или Килиана, не слишком культурен - ему не известна небалетная музыка Чайковского.

Вторичны практически все видеопроекции, использованные в качестве декораций. Сидишь и ловишь хореографа: а это уже было там, а это - там.

Вершиной пошлости становится сам переделанный сюжет. Свести древнейшие легенды о женщинах-птицах, переосмысленные в предсимволистской русской культуре, к политкорректному экологическому дискурсу - каким пошляком тут надо быть!

И вновь задаешься вопросом: а отчего «Дягилев P.S.» скармливает нам эту хореографическую «тухлятинку», используя выражение Бунина? Кажется, для Натальи Метелицы нет более современного хореографа, чем Анжелен Прельжокаж. Так Эренбург застрял в своем эстетическом развитии на Пикассо, не признавая за искусство даже немецкий экспрессионизм. Но извините - когда я первый раз приехал в Париж, в 1999 году, действительно: парижские балетоманы кричали, что Прельжокаж - последнее слово танцевального искусства. Я тогда и услышал первый раз это имя, мне понравилось - у нас в России тогда ничего такого не было. Когда я смотрел премьеру Прельжокажа в Трокадеро в 2004-м, балетоманы уже начинали посвистывать, а зал в целом молчал, хоть и негромко хлопал. Но на дворе, простите, 2021-й! Из Прельжокажа не получилось хореографа даже уровня Бежара, которому в последние годы жизни Париж откровенно свистел - парижские балетоманы не признают авторитетов. Прельжокаж, надо это признать,  - хореографический временщик: иронией судьбы ему удалось взлететь на гребень успеха в 1990-е, с тех пор он эксплуатирует и неплохо монетизирует этот успех. Но искусством в его работах уже лет 20 не пахнет.

Почему бы Наталье Метелице или каким-нибудь ее эмиссарам не отсмотреть в ближайшем парижском сезоне молодых авторов контемпорена, по-настоящему современное искусство танца - и не выбрать для фестиваля двух-трех ярких молодых, которые, возможно, сделают новый рывок в хореографии? - вместо того, чтобы показывать нам Варнаву и Петрова, от которых и так никуда не деться в балетных программах Петербурга? Но, боюсь, руководство «Дягилева» на это уже не способно. «Забурел командор», глаз замылился. Куда проще показывать общепризнанных - чтобы все «как у приличных людей». Это общая закономерность бытия: сам Сергей Дягилев к концу жизни стал настолько буржуем, что противно.

фестиваль Дягилев P.S., Хореографический центр в Экс-ан-Провансе, Лебединое озеро, Дягилев P.S., Прельжокаж

Previous post Next post
Up