31 октября
Мариинский театр
Мария Хорева, кажется, поняла, что нельзя готовить по четыре новых балета в год. «Дон Кихот» она подготовила хорошо. И если у нее пока не получилось эффектно обыграть все вариации первого акта (ярко вышли только выходная и последняя, с диагональю вращений), то это временные трудности. Очарованный лес второго акта она сделала очень аккуратно и стильно, финальное же па-де-де (отработанное на двух гала-концертах) - все, кроме фуэте - вышло уже почти блестяще. Хорошая работа, весьма и весьма талантливая. И если не такая головокружительная, как первый «Дон Кихот» Дианы Вишневой, - то не всем же быть Вишневыми.
Ким, которого я далеко не в первый раз видел в партии Базиля, танцевал просто гениально. Лет 5-6 назад кто-то меня спросил, неужели с моей точки зрения Ким хуже Рузиматова, и я определенно ответил, что до Рузиматова Киму расти и расти. Теперь же все меняется. Даже фирменный (выпускной) балет Рузиматова Ким танцует сегодня однозначно лучше. Во-первых, Ким много стабильнее Рузиматова, у которого все зависело от настроения и сколько дней он пропускал класс. Во-вторых, Ким дотошно делает все, что прописано в хореографическом рисунке - а не обыгрывает выигрышные для себя вариации, меняя невыигрышные на что-нибудь другое, как делал Фарух. В-третьих, он успевает делать все те мелочи, которые премьеры обычно делать перестают. И все это позволяет достичь какого-то феноменального исполнения. Лет двадцать назад один парижский балетоман сказал мне, что у Фаруха есть все, но из-за лености ему чуть-чуть не хватит для того, чтобы стать самым великим артистом. Так и получилось - по гамбургскому счету. Ким же на наших глазах вот прямо сейчас вырастает в великого балетного артиста, сопоставимого по уровню с Нуреевым и Барышниковым. Кроме того, вчера Ким был в великолепном настроении и танцевал на кураже. Такого яркого Базиля я у него не упомню.
А вот солисты второго плана уровню главных солистов не соответствовали. Из всех вторых солистов я бы выделил Романа Белякова (Эспада), который с каждым спектаклем выглядит в этой партии все увереннее. Больше выделить некого. Кордебалет неплох, но опять же - по сравнению с недавней записью спектакля - танцует слегка с холодком.
Гавриэль Гейне, первый раз дирижировавший «Дон Кихотом», неплохо справился с задачей. Особенно подкупает, что он, в отличие от большинства оперных дирижеров на балете, внимательно следил за солистами и менял темпы в зависимости от танца. Хороший дебют, так держать! Это и к Марии Хоревой относится.