12 октября
Театр Сардинии (Sardegna Teatro) на сцене Театра Балтийский дом
Фестиваль «Балтийский дом»
«Макбет» режиссера Алессандро Серра - конспект трагедии Шекспира, выполненный по опере Верди. Верди для итальянцев «наше все», так что идея понятна. Отличие от всех прочих виденных «Макбетов» - это исключительное внимание ведьмам, которых в спектакле не три, а значительно больше. Они, с одной стороны, похожи на старушек-паломниц, с другой - они с первой же сцены ну очень веселые. И очень смешные. Борода на одной из них сразу вводит тему шекспировского аутентизма: как известно, в шекспировском «Глобусе» играли только мужчины. Потом мы увидим и леди Макбет с бородой. Ведьмы играют не только две отведенные им сцены, но формируют целую серию интермеццо, остроумно веселя зал. Получается нечто среднее между Босхом и Шекспиром.
За этим весельем совершенно растворяются страдания Макбета, его жены и всех убитых ими героев. Количество монологов радикально сокращено, каждый из монологов скорее обозначен, чем прочитан, - трагическое в этой трагедии, видимо, и так известно всей Сардинии по опере Верди. Чтобы оттенить ведьмяческое веселье, создается целая поэзия насилия - короля убивают прямо на наших глазах, труп Банко волочат за ногу по насыпанному песку, прочерчивая как бы кровавый след, леди Макбет перед убийством эффектно кормит мясом псов - они же люди короля Дункана. Вместе с общим минимализмом декораций (четыре металлических стола изначально поставлены стоймя, вместе они превращаются в большой металлический лист; он в самом начале движется на зрителя, как Бирнамский лес, - но лес потом пойдет на замок иначе: на головы артистам наденут пни; этот металл дрожит и гремит, сопровождая самый важные сцены) и минимализмом режиссерских решений это производит очень сильное впечатление. Получается стильный, черно-белый по световой гамме и идейному замыслу спектакль - и только отсутствие в нем привычных шекспировских смыслов как-то настораживает. Сама трагедия остается как бы несыгранной.
Если так ставят пьесы на далекой от центров итальянской культуры Сардинии, нам в России остается только завидовать Италии. Фестиваль же «Балтийский дом» уже второй год умудряется побеждать пандемию. Только Балтики и Европы становится в нем все меньше и меньше. А все больше Москвы и отечественно-белорусского импортозамещения. Гости из Сардинии - удачное исключение. Но я бы предпочел «столичные» итальянские театры.