8 сентября
Театр «Приют комедианта»
В комедии Дмитрия Данилова сильно ощущается влияние Владимира Сорокина (который упоминается и в самом тексте пьесы). Однако, в отличие от сорокинских образцов, комедия слишком рассудочна (абсурд в ней точечный, умеренный, здравый) - поэтому воспринимать ее легче, чем пьесы Сорокина. Неудачей кажется одноплановость пьесы, почти полное отсутствие драматического развития. За 1 час 40 минут мы не узнаем практически ничего нового, чего бы не было сказано в первые 20 минут. Удачей драматурга Данилова можно посчитать тонкий троллинг зрительного зала: «авторская позиция» (как выражаются на уроках литературы в средней школе) не понятна до самого конца - то ли нам показан патриотический опус на тему, как мы не умеем ценить Родину и радоваться каждому дню своей жизни, то ли мы увидели в действии мягкий тоталитаризм кафкианского (точнее - щедринского) типа, при котором сотрудники полиции заняты нравственным воспитанием беспочвенной интеллигенции.
Постановка Михаила Бычкова интересна необычным поворотом распределения ролей. Зритель идет смотреть главным образом на Дмитрия Лысенкова, но Лысенков большей частью корчит рожи, изображая испуганного «гнилого интеллигента». Главный драйв спектаклю создает Сергей Власов (раскрывающийся совсем не так, как мы привыкли на спектаклях МДТ), играющий убежденно-почвенного полицейского-патриота. Не без интеллигентности и педагогического образования. Остальные роли в комедии эпизодические, созданные для разбавления главного идейного противостоятия.
Зрителю смешно и интересно. Не совсем ясно, правда, что именно выносит он из зала - об этом свидетельствуют и имеющиеся на сайте отзывы. Но спектакль, безусловно, стоит посмотреть. Выражаясь языком средней школы, он отражает состояние общественного сознания.