18 июля
Мариинский театр
Фото Александра Гребенникова
Фестиваль «Звезды белых ночей» завершился 18 июля во всех трех зданиях Мариинского театра. На Исторической сцене прошел творческий вечер Кимина Кима (К 10-летию работы в театре). Надо сказать, что далеко не каждый артист получает право на творческий вечер к 10-летию работы. Из предшественников Кима вспоминаются только Фарух Рузиматов и Диана Вишнева. Таким образом, исключительное премьерство Кима (премьерство в самом высоком смысле, о котором только что развернулась дискуссия в этом блоге) оказалось окончательно подтвержденным. И это тем более замечательно, что, в отличие от Рузиматова и Вишневой, Ким не сразу стал восприниматься как выдающийся танцовщик. В его успехе есть не только большой талант, но и огромный повседеневный труд и потрясающая работопособность.
Это желание работать и работать хорошо показывает программа вечера. Началось все со 2 акта «Баядерки», продолжилось дивертисментом, в котором сам юбиляр танцевал три непростых номера, завершал вечер 3 акт «Легенды о любви». Большие силы нужно положить на такую программу, но Кимин Ким танцует, не щадя себя. И этим уже отличается от Фаруха Рузиматова.
В парнерши для 2 акта «Баядерки» Ким выбрал Олесю Новикову. Это, наверное, какой-то театральный политес - со зрительской точки зрения не самое верное решение. У Олеси Новиковой есть многое, но прыжка у нее нет. И когда она делает прыжки в паре с Кимом, это особенно видно. Но вариацию и коду балерина сделала хорошо - отдадим ей должное. Сам же Ким исполнил все, что нужно - и еще добавил себе лишнюю вариацию в начале коды. Кордебалет для такого случая - все-таки весь Петербург пришел, давно не видел стоящих в ложах на всех ярусах - мог бы работать и получше.
Дивертисмент открыло баланчинское «Чайковский па-де-де» в исполнении Марии Хоревой и Кима. Хорева в целом была хороша, но отпущенные на свободу руки и - ближе к концу, когда сложность возрастает - выполнение элементов без внимания к оркестру не понравились. Ким же, показалось, решил отдохнуть на этом номере - но это, конечно, не про него. Кажется, ему, как и всему Мариинскому балету, баланчинская хореография не очень понятна. Ведь репетиторы из Нью-Йорк-Сити-Бале с ним не работали. Хорошо бы этот культурный диссонанс как-то исправить.
В середине дивертисмента юбиляр исполнил номер «Печаль» на музыку Бретта Андерсона в хореографии Сина Ёнджуна. Оказалось, что и в современной хореографии он потрясающ. А завершал дивертисмент третий и последний дуэт из балета «Парк», в который Кима ввели буквально в мае. Танцевал он, как и тогда, с Викторией Терешкиной, и было так же здорово. Вот эту хореографию оба танцовщика прочувствовали до глубины.
Три номера Кимина Кима были проложены проходными номерами. Во-первых, «Соло» Ханса ван Манена в исполнении Филиппа Стёпина, Ярослава Байбордина и Максима Зенина. Все трое работали на пределе, но той стремительности и самозабвенности, которую мы видели, когда этот балет танцевала труппа ван Манена, так и не получается. Панадерос из «Раймонды» (Евгения Савкина, Наиль Еникеев) прошел, как и в самом балете, обычной вставкой для отдыха солистов, хотя оба исполнителя очень старались. Наконец, Анастасия Матвиенко и Семен Чудин (последний, для тех, кто не знает, - из Большого) танцевали знаменитое «Гран па классик» Обера. На Матвиенко смотреть было забавно: сначала у нее не получался апломб, потом получился, да и далее - танцевала она сложно, особенно фуэте, но от этой сложности и претерпела, многое не получилось. И остался привкус какой-то деревянности движений. А вот Чудин танцевал на совесть (не так, как обычно на Dance Open), но и тут кое-где жизнь себе облегчил.
Третий акт (в программке по ошибке написано 2-0й) «Легенды о любви» был исполнен потрясающе. Яркими патнершами Кима стали Виктория Терешкина (Мехменэ Бану) и Екатерина Осмолкина (Ширин). Сам Ким настолько в роли, что глаз от него не оторвать. Балет этот танцует он намного лучше Рузиматова, даже сравнение кажется странным. И это при том, что прыжковые вариации были убраны (очень элегантно, практически незаметно для хореографического текста). Наверное, из-за травмы. Не знаю, когда юбиляр ее получил, но и в первой вариации из «Баядерки» приземления у него были очень смазанными. Несмотря на травму, образ был создан потрясающий, тонкий петербургский артистизм (в отсутствии которого нам случалось упрекать Кима, но, к счастью, делаем мы это все реже) просто поразил.
Что сказать - даже с травмой Киму удалось сделать ярчайший балетный вечер. Таких бенефисов мы не видели много лет. Исторический спектакль.
Фотографии Александра Гребенникова.