14 июля, второй спектакль премьеры
Новая сцена Мариинского театра
Идея представить три небольшие вещи Игоря Стравинского за один вечер чрезвычайно интересна. Не менее хороша идея синкретичности искусств: опера, балет, фортепианные сочинения соединись в одном спектакле. Ярко звучит и сама идея прикола, игры, небылицы, которая воплотилась в постановках двух маленьких опер. Интересно решение художника (Альона Пикалова) разделить сцену - как экран монитора - на несколько секторов, в которых развивается совершенно разные действия (потом сектора оказываются проницаемые). Эффектны костюмы Юлдус Бахтиозиной - особенно хороша Лиса со скалкой в «Байке» (она неожиданно появится и в «Мавре», соединив две части).
Но главный минус постановки в том, что вся она идет от балета, а балета на сцене нет. Вместо режиссера (на нем сэкономили) работает хореограф Максим Петров (похоже, в последнее время он любимый хореограф Валерия Гергиева - за дешевизну, надо полагать), который не в состоянии сочинить не то что балет, а даже качественную хореографическую миниатюру.
Уже в «Байке» хорошо практически все - кроме парней и девушек в спортивных костюмах, производящих однообразные танцевальные движения, танца не создающие. Через некоторое время перестаешь на них смотреть, ибо на сцене происходит много другого интересного. Балет в «Мавре» чуть поинтереснее (забавны бородатые девушки в кокошниках, появляющиеся ближе к развязке), но стилизованный русский танец тянется на протяжении всего действия, практически не меняясь.
Когда же после перерыва на сцене остается один балет - «Поцелуй феи», то смотреть становится совершенно не на что. Три феи, каждая со своим кордебалетом, крайне скучны - ибо каждой придумано ОДНО движение, которое не развивается не протяжении практически всей партии. И хотя первая - Мария Буланова, а третья - Рената Шакирова, толку от этого никакого, потому что танцевать им нечего. Четвертая фея вообще не танцует, ограничиваясь проходом по сцене, а главный герой (Александр Сергеев) исполняет с феями и в одиночестве все те же однообразные танцевальные движения, которые мы уже видели в «Байке». В принципе и на Сергееева, и на Буланову, и на Шакирову смотреть приятно - как будто ты оказался в классе на ежедневном уроке. Но не более того. Ирония, которая вставлена во вторую часть и связана с Невестой (Надежда Батоева - тут вообще выходит забавно, потому что все, что делает невеста - это валится на жениха), ужасно прямолинейна - так, что совсем не смешна. А тонкая музыкальная ирония Стравинского и стилизация «под Чайковского» Максимом Петровым совсем не услышана. То, что происходит на сцене, никак не ложится на музыкальное яйцо Фаберже, сочиненное Стравинским.
В сухом остатке - сорок минут потерянного времени. Нельзя доверять балеты Стравинского доморощенным хореографам. Все-таки балеты Стравинского ставили гении. Максим Петров в их ряд совершенно не попадает.