13 октября
Московский Центр драматургии и режиссуры
на сцене Театра Балтийский дом (Фестиваль Балтийский дом)
У нас это называют искусством!
То, что сделал режиссер Владимир Панков с пьесой Аси Волошиной, относится к искусству примерно так же, как сериал «Тайны следствия-120», идущий на канале «Россия-1». За тем исключением, что «Тайны следствия» на звание высокого искусства, собственно, и не претендуют.
Пьеса Волошиной состоит из нескольких сериальных сюжетных ходов, которые даже состыковать-то как следует авторке не удалось. А сама центральная идея (умирающая от рака мама пишет своей маленькой дочери двадцать с чем-то поздравительных писем, которые добрые бабушки - после смерти матери - выдают девочке по одному в день рождения, до двадцати восьми лет) отдает такой развесистой клюквой, что оскомина возникает сама собой на первых минутах.
Талантливая режиссура пытается что-то сделать со всей этой слезоточивой бодягой - получается не очень. Если бы спектакль пошел с характерной сериальной небрежностью, с подчеркиванием не всегда сходящихся швов - право слово, было бы намного лучше.
Присутствие на сцене Елены Яковлевой - с ее характерной рыдающей интонацией - спектакль не спасает. Игра актерок типовая, как еда из фастфуда. Хуже, чем сериальная - потому что сериальная ни на что не претендует, а здесь нас типа к катарсису подводят.
Тот, кто скажет, что этот спектакль женский и мужчине его не понять, - сексист. Несколько женских фобий (страх изнасилования, страх неверности любимого, страх оказаться стервой не на словах, а на деле) - которые действительно смешны мужчине, потому что тупо поданы - собраны в спектакле воедино, но сделано это вновь по типовому. Совсем не так, например, как это было сделано в «Интердевочке». Странно лишь, что спектакль такой короткий: за кадром осталась еще целая серия женских фобий. Зато зачем-то мельком поднята (и как все остальное, брошена без развития) тема советского прошлого, сталинистов и диссидентов. Зачем? Впрочем, зачем Ася Волошина написала и всю остальную лабуду?
Но современный российский зритель воспринимает это все молча и всерьез. Как чеховская Душечка. И даже кричит «Браво». Потому что слезоточиво. А театр - так его научили в институте - должен воздействовать на чувства.
Так вот не будет в России театрального искусства, пока режиссер, а за ним и публика, будет с наслаждением хавать такие мороженые персики!