"Борис Годунов", краткая редакция. Российский дебют Ильдара Абдразакова

Aug 06, 2020 21:47


4 августа

Новая сцена Мариинского театра

Коронавирус актуализировал краткие редакции опер. Валерий Гергиев продирижировал вчера «Борисом» в первой редакции - без польского акта и заключительных сцен.

Особый интерес вечеру придавал исполнитель заглавной партии. Ильдар Абдразаков уже пел Бориса в Париже, но дома - еще никогда. В программке должно было появиться под его фамилией - «первое исполнение», но почему-то не появилось. Старинные мариинские традиции, восходящие еще к дореволюционным временами, теперь соблюдают постольку-поскольку.

Эта опера Мусоргского - парад басов. Партию Пимена исполнял Михаил Петренко, в роли Варлаама выступил бессменный Геннадий Беззубенков. Для парадности спектакля главную баритональную партию (думный дьяк Андрей Щелканов) исполнил Алексей Марков. В завершение перечисления следует сообщить о тенорах: Василия Шуйского пел Евгений Акимов (сильно осипший), самозванца - Олег Видеман (как обычно).



Общее впечатление - прилично, но без ажитации. Потому что практически всех перечисленных певцов не назовешь удачным попаданием. Беззубенков берет артистизмом, потому что вокалом ему трудно. И дело не в возрасте - силы голоса ему никогда не хватало. Марков совершенно не попадает в стиль русской оперы. Если Онегина он еще как-то чувствует, то дьяки Мусоргского для него инопланетны. Как будто певец, всю жизнь певший Верди, вдруг переброшен к русским реалиям. Намного лучше оказался Олег Сычев в роли пристава. Он роль проживает. У Петренко и Абдразакова - одинаковая проблема: им обоим для своих партий не хватает объема и низов. Музыкальная раковина, установленная на сцене, помогает, но не сильно. Показательно, насколько лучше справляется Абдразаков: хорошая школа и выучка проявляется у него во всем. Борис у него не рокочет, как рокотал у Огновенко, но верная интонация и игра голосом создает нужное впечатление. Получается европейски-политкорреткный, либерально-соцдемократический Борис. Многое выходит удачно. Но когда Борис обещает Шуйскому придумать казнь такую, что царь Иван во гробе содрогнется, поверить во всамделишность угрозы не получается. Как будто Эммануэль Макрон пригрозил министру Бастилией.

Мариинская сцена стосковалась по настоящему Борису. Ильдар Абдразаков, без сомнения, - выдающийся бас для итальянской оперы. Но расширять репертуар певцу хочется. И никого лучше Ильдара Абдразакова для Бориса у нас сегодня нет. Так что эксперимент получился.

Евгений Акимов, Геннадий Беззубенков, Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Алексей Марков

Previous post Next post
Up