15 марта
Новая сцена Мариинского театра
Фестиваль балета «Мариинский»
Придя посмотреть на Жермена Луве, получившего звание этуали Парижской оперы в 2016 году именно за Зигфрида, мы неминуемо попали на Оксану Скорик - и на «парадное» «Лебединое озеро».
Начнем с Оксаны Скорик. Мне уже приходилось писать, что после Виктории Терешкиной - это самая техничная балерина в сегодняшней труппе. Однако Оксана Скорик ну ни разу не лебедь. Что же касается черного акта, то там у нее слишком много агрессии. В каждом жесте и движении перебор - совершенно не красиво. Получается стерва на уровне коммунальной кухни, с черной принцессой и рядом не стоявшая. Как могла такая очаровать принца, остается загадкой.
Жермен Луве - настоящий романтический принц. Стать, рыцарский жест, длинные кисти. Танцует на грани фола - еще немного и ошибка. Так, впрочем, в Парижской опере принято: так танцевал Рудольф Нуреев, а много позже Николя Ле Риш. Возможно, это школа такая. Возможно, это такой индивидуальный стиль. Но смотреть интересно. Луве справился много лучше, чем Жозе Мартинез, танцевавший эту партию на одном из прошлых фестивалей.
Что же касается общего рисунка спектакля - почти все здорово. По-настоящему синхронный и техничный кордебалет, замечательные вариации друзей принца (Александра Хитеева и Мей Нагасиха, один лишь Тимофеев подкачал; таких подруг принца не было с тех пор, как юная Вишнева танцевала в этом трио); не очень понравились большие лебеди - но общий уровень и они не испортили. Хороший столичный спектакль.
Давно хочу заметить, что общий уровень Мариинского балета существенно вырос за последнее десятилетие. В девяностые и двухтысячные все рушилось, радовали глаз лишь редкие солисты. Общий же уровень спектакля был весьма и весьма низкий. Смотреть на настоящий кордебалет мы тогда ездили в Париж. Теперь же солисты, может, и не столь блестящи (да и в Париже они с двухтысячных годов поблекли: сегодня нет никого, кто сравнился бы с Легри или Мартинезом, с Орели Дюпон или Аньес Летестю) - зато первые и вторые солисты, а также кордебалет так выросли, что правы некоторые французы: смотреть кордебалет теперь ездят из Парижа в Петербург.