10 октября
Центр Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Понтедера, Италия) на сцене Театра Балтийский дом
Театральная олимпиада, фестиваль Балтийский дом
Томас Ричардс - режиссер этого спектакля и один из актеров, как бы управляющий всем происходящим на сцене, соединил тексты Достоевского (преимущественно «Записки из подполья», но немного процитировал и «Братьев Карамазовых») с ритуальными песнопениями - то ли африканскими, то ли спиричуэлс (жаль, что нам так и не объяснили, что это за музыка и на каком языке созданы тексты. Некоторые из песнопений перевели в титрах, некоторые оставили без перевода) и элементами театра абсурда.
Поют артисты и сам режиссер очень хорошо, танцуют тоже, актерский ансамбль идеален. Впечатление мощное - преимущественно за счет энергетики языческого обряда.
Однако содержание спектакля оставляет некоторое сомнение. Ощущение таково, что никакого «ответа Достоевскому» Ричардсу создать не удалось, ибо пресловутый «ответ» относится к культуре принципиально до-достоевской. Африканские религиозные практики полны языческого страха смерти, великие же религии человечества поднимаются на принципиально иной уровень. Ричардс взял тексты Достоевского, которые самим автором были предназначены для опровержения дальнейшим развитием сюжета, - и оборвал их на середине. Добавить к получившимся декларациям африканские обряды можно, а вот «ответить Достоевскому» так не получится. Ибо Достоевский весь в православной традиции - совершенно иной, чем африканское язычество. Впрочем, на все поставленные режиссером вопросы сам Достоевский давно ответил, только вот господин Ричардс, видимо, до этого момента не дочитал. Литературная необразованность театральных деятелей - похоже, проблема не только русского театра.
Но спектакль яркий, посмотреть стоит...