28 сентября
Венгерский национальный театр на сцене Александринского театра
Театральная олимпиада
Режиссер Аттила Виднянский, знакомый нам по огромному спектаклю «Преступление и наказание», привез на Театральную олимпиаду спектакль собственной труппы. Спектакль, созданный на основе фильма Лукино Висконти, оказался значительно более интересным.
Режиссер не стал прямо следовать сценарию (как он послушно последовал за Достоевским), а добавил к сюжету фильма отдельную линию - эстетствующий итальянский футуризм (сюрреализм, дадаизм) с его местами пафосными, а местами наивными лозунгами. Не без легкого оттенка фашистской идеологии. Эта линия протекает параллельно сюжету о семействе Паронди, приехавшем из захолустной деревни в Милан за лучшей жизнью, но сохраняющем абсолютное понимание добра и зла, - и о боксерах Симоне и Рокко. Таким образом, история Висконти перенесена лет на двадцать вперед и соотнесена со всей историей итальянского неореализма, не способного обойтись без рефлексии на фашистские темы. Сложнейшая трехэтажная декорация, трансформирующаяся в зависимости от решений мизансцен (тоже очень сложных), подчеркивает метатекстовость спектакля.
Получилось очень интересно. Если до перерыва это наложение просто казалось прикольным, то после перерыва (как не правы были многие и многие, ушедшие в перерыв!) стали все четче обозначаться связи между двумя сюжетами. Врожденная нравственность Рокко не просто приводит к блестящим спортивным победам, не давшимся его брату Симоне, - она просто и убедительно выстраивает антитезу интеллигентскому умствованию и умозрительному жизнестроительству межвоенных эстетов. Апология насилия и бокс тоже вступают в паралелльные отношения; любовь и сексуальное насилие, противопоставленные и у Висконти, получают дополнительные значения. В финале же приходит катарсис - семейная любовь преодолевает все искушения и преграды, сохраняя среди безумного мира подлинное бытие.
И не говорю о том, как здорово - по Станиславскому - все это сыграно. Мне уже приходилось писать, что систему Станиславского Восточная Европа сохранила много лучше родины Станиславского. Этот спектакль - лишнее подтверждение давнего тезиса.