19 марта
Концертный зал Мариинского театра
Из большой программы к 175-летию Римского-Корсакова прослушал пока только «Майскую ночь». Сценическая постановка 2009 года до сих пор собирает аншлаги: много школьников - вероятно, пришедших классами; много вообще заинтересованных людей.
Впервые увидел, что в Концертном зале возможна оркестровая яма под сценой. Оркестр (под управлением Павла Петренко) и оттуда звучит хорошим насыщенным звуком.
«Майская ночь» - опера теноровая. Поэтому в российских театрах (особенно после ухода со сцены великих русских теноров вроде Козловского и Лемешева) ставилась крайне редко. А когда-то благодаря фильму 1930-х годов «Музыкальная история», в котором С.Я. Лемешев поет все арии из оперы именно на сцене Кировского театра, «Майская ночь» стала, как сейчас сказали бы, культовой оперой советского периода.
В нашем случае партию Левко исполнял Игорь Барбаков - уроженец Казани, выступающий в основном в провинции, но одновременно числящийся в Академии молодых певцов и иногда поющий в Мариинке. Голос у него - именно для русской оперы, тембр довольно красив, поет артист широко, но, может быть, именно поэтому после песни о голове начинает заметно хрипеть, высокие ноты берет криком, причем не всегда попадает. В последнем действии от взятия верхов Барбакову пришлось отказаться совсем. Но на общем фоне никто, пожалуй, в Мариинском театре лучше Левко не споет.
Украшением спектакля была Юлия Маточкина в партии Ганны. К сожалению, партия у нее не очень большая. Но приятно, что восходящее меццо не чуждается русских опер, особенно не получивших международного признания.
Общий ансамбль и драматические партии были в целом на уровне. Очень хорошо звучал в Концертном зале хор. Так что спектакль, на который я отправился «в целях повышения образованности» (никогда не слышал живое исполнение «Майской ночи», а все детство - после первого просмотра «Музыкальной истории» - очень хотелось), по-настоящему понравился.