8 марта
Концертный зал Мариинского театра
В рамках Года Японии в России филармонический оркестр Токио под управлением Кэна Такасэки (в свое время стажировался у Г. фон Караяна, Л. Бернстайна и С.Одзавы) с участием ярких японских солистов и детского хора исполнил самую известную оперу современного японского классика Дана Икумы (р. в 1924 году). «Юдзуру» - сказку о женщине-журавле (похожа на русскую «Царевну-лягушку», но без хэппи-энда и с мазохистическими элементами, напоминающими андерсоновскую «Русалочку»: девушка-журавушка ткет полотно из собственных перьев, испытывая каждый раз страшные мучения. Ткет первый раз, чтобы возлюбленный полюбовался на прекрасную работу, а затем, включая последний, самый страшный раз, на продажу, потому что «живая ткань» стоит больших денег).
Очень интересна музыка оперы. Дан Икума создал в 1952 году выдающийся музыкальный текст, опирающийся, с одной стороны, на японскую народную музыку, с другой, на мировые традиции симфонизма середины XX века. Шостакович и Бриттен ощущаются среди источников этой оперы. И, в то же время, это опера-сказка, соблюдающая определенные принципы детского театра.
Великолепен Токийский филармонический оркестр, звучащий настоящим европейским звуком - этот звук много насыщенней американских оркестров и ориентирован, скорее, на лучшие европейские , чем на лучшие американские коллективы. Исполняя японскую национальную оперную музыку, Токийский оркестр достигает высочайшего уровня и за счет аутентичности.
Все четверо солистов (сопрано Мивако Ханда - женщина-журавль по имени Цю; тенор Кэйро Охара - ее муж Ёхё, человек добрый, но недалекий; баритон Томохиро Тани - подручный большого японского купца; бас Сигэки Минэ - японский купец, одетый в меха, сделавший наживу делом жизни) блестяще играют, составляя единый ансамбль. В их вокальных данных можно, вероятно, найти разные недостатки, но именно для этого спектакля все четверо очень хороши. Особенно сопрано Ханда, у которой получается и петь не совсем антропоморфно.
Сильнейшее впечатление от совершенно не знакомой в России японской музыки XX века, представленной на высочайшем уровне. Как будто фильм гениального японского режиссера (тут даже не нужно фамилии, их определенно больше десятка) ожил в симфонической музыке. Очень рекомендую всем, кто сомневается, идти ли завтра.