2 марта
Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Фестиваль моноспектаклей «Монокль»
Сильная любовь к Литве привела меня на спектакль театра «Китас Кампас» из Вильнюса. Молодой коллектив (режиссер Кирилл Глушаев, который, как я понял, выступил переводчиком, и артист Мартинас Недзинскас) создал свежий и милый опус на тему «Жизнь прекрасна, как всегда». Главной неожиданностью была несколько наивная и откровенно слабая пьеса Дункана Макмиллана, который благодаря московскому Театру наций стал известным в России драматургом. Актуализация детских воспоминаний, очень милых сердцу, разбавлена излишней пафосностью: суицидальный синдром у матери (успешное самоубийство с третьей попытки), сложные отношения с женой (роковой разрыв), психологические проблемы главного героя, которых сам он не замечает... Постановщик и артист, кажется, выжали из этого сочинения максимум (если только, конечно, сами его не упростили).
Редкий в последнее время в нашем театре хэппенинг создал в маленьком зале почти домашнюю атмосферу. Начало списка прекрасных вещей читали зрители, которым перед началом раздали листочки с текстом. Мартинас время от времени вытаскивал из зала то одного, то другого человека, которые ненадолго становились его партнерами. Было интересно смотреть, как люди импровизировали. Меня тоже не миновало - принял участие в спектакле в минироли (исключительное попадание артиста, хотя выбор у него был невелик) университетского профессора литературы. Впрочем, наверное, не совсем оправдал ожидания: Мартинас хотел от меня агрессии по отношению к аудитории, но я-то знаю, как ведет себя профессор...
В общем, необычный для меня вечер, очень приятный - особенно из-за литовской атмосферы и милого литовского акцента. Не понимаю, правда, почему бы хорошо говорящему по-русски Мартинасу было не сыграть весь спектакль на русском языке.