Камерный оркестр "I virtuosi italiani" и Джемма Бертаньолли

Mar 09, 2018 12:34

4 марта
Большой зал филармонии

Очень интересную и очень большую программу из произведений Антонио Вивальди в день рождения композитора сыграл на филармонической сцене итальянский коллектив.
Первое отделение включало в себя четыре арии из опер Вивальди (плюс две арии на бис: одна Вивальди, одна нет) в исполнении Джеммы Бертаньолли, а также оркестровое вступление - "симфония" (т.е. просто оркестровый кусок) из оперы "Истина в испытании" - и (в срединном промежутке между ариями) увертюра к опере "Олимпиада" (тоже построенная как "симфония" - из трех маленьких частей). Бертаньолли же в рамках основной программы пела арию Эрсиллы из оперы "Роланд, мнимый безумец", арию царицы Ипполиты из оперы "Геркулес на Термодонте", а после оркестровой увертюры арию Фарнака из оперы "Фарнак" и арию Вагуса из оперы "Торжествующая Юдифь".
Голос у Джеммы Бертаньолли не очень большой, но достаточно красивый. Ее исполнение очень культурно и грамотно: все минусы вокала, которых предостаточно (прежде всего не дается ей верх), она закрывает академически выверенно и убедительно, как стареющий профессор консерватории. При этом аутентично интонирует и выпевает колоратуры на совесть - за это прежде всего и ценишь барочную певицу.

Во втором отделении оркестр "Итальянские виртуозы" с солистом-художественным руководителем Альберто Мартини исполнил "Времена года" Вивальди. Исполнили весьма педантично, подчеркивая местами звукоподражательные вещи, которых у Вивальди можно найти довольно много. Если сравнивать с другими исполнениями, которые доводилось слышать, то много лучше в 2012 году в той же филармонии играл "Времена года" камерный оркестр "Музыканты Рима" и Антонио Ансельми. Здесь несколько не хватало вдохновения, которое, как и в случае с певицей, заменил профессорский академизм (Альберто Мартини - профессор двух консерваторий). В литературе есть понятие "доцентская проза". В исполнительском мастерстве она тоже иногда проступает. Однако в России так играть не умеют, и весь филармонический зал получил большое удовольствие. Вдохновленный овацией, камерный оркестр, несмотря на позднее время, исполнил еще три номера на бис, из которых хочется выделить пьесу Майкла Наймана - любимого композитора Питера Гринуэя. Он вполне подошел к Вивальди (повторенный кусочек из "Времен года") и, если правильно понял, Россини, завершившему концерт.

Филармонии большое спасибо за итальянский камерный оркестр, ярко играющий Вивальди на барочных инструментах. Все бы хорошо, если бы не совершенно хамский в своей искренности (всем все очень нравилось) зал, аплодирующий в каждой паузе, прохлопавший и все "Времена года" - но это еще бы ничего, мы к этому привыкли. Но был еще совершенно меланхолический кашель (когда человеку даже не приходит в голову попытаться кашель сдержать - он кашляет, как у себя дома), громкое шуршание разворачиваемых таблеток, чихание и втягивание носом (зачем в таком состоянии приходить на концерт - хоть убейте, не понимаю) и разговоры во время исполнения. К сожалению, это наша реальность культурной столицы. Может, нужно в филармонии перед каждым отделением проецировать на стены зала ролик с правилами поведения? Или что-то в консерватории подправить?

Альберто Мартини, i virtuosi italiani, Итальянские виртуозы. камерный оркестр, филармония, Джемма Бертаньолли

Previous post Next post
Up