Feb 13, 2018 22:43
28 января
Мариинский театр (утро, 13.00)
Решил пересмотреть "Шурале": не видел с премьеры в 2009 году. Из двух спектаклей - утреннего и вечернего - выбрал утренний, поскольку оба солиста показались интереснее. И не прогадал.
Спектакль показался ярче и свежее, чем на премьере - не знаю, почему. Хореография Леонида Якобсона (если учитывать все условные рамки, которые ему ставило время и советские начальники), как всегда, гениальна. Это, наверное, единственное обращение мастера к фольклорным традициям и народному танцу, которые обыгрываются с присущим великому хореографу минимализмом и простотой хореографических решений. Очевидные параллели с "Лебединым озером" снимаются при помощи неточности аллюзий: Сюимбике - не лебедь, а маленькая, миниатюрная птичка с иным набором движений; ее динамика оттеняется не коршуном Ротбартом, а лесным демоном Шурале, человеком-корягой. Замечательны вариации Шурале и танцы нечисти, доходящие до апофеоза в последнем, третьем акте. Во втором акте показана не традиционная балетная свадьба с привычным гран-па, а настоящий народный обряд. А танцы подвыпивших гостей (поставленные задолго до того, как каждый хореограф семидесятых считал своим долгом сделать на свадьбе комический "пьяный танец") интересно взаимодействуют со стелящейся агрессией деревянного демона.
Для Ренаты Шакировой это было первое выступление в роли Сюимбике. Она очень старалась. Ее птичья легкость (маленькая трепещущая пташка, с частыми взмахами крыльев и быстротой пробежек) и девичья непосредственность прямо отражаются в танце. Ее это роль, одно удовольствие смотреть. Алексей Тимофеев в партии Али-Батыра хорошо носит партнершу. Это большое достоинство. И за это можно ему простить чугунные ноги во всех вариациях.
С каждой новой ролью характерного репертуара потрясающе раскрывается Игорь Колб. Колдунья в "Сильфиде" ему не слишком удалась - Ислом Баймурадов колдует лучше. Но партия Шурале дает Игорю больше возможностей: артист здесь демонстрирует и пластику, и темперамент, и эффектную работу древесных рук. Общее ведение роли достойно самой высочайшей похвалы: мы видим, как меняется настроение древесного демона, как изливается из него коварство - и все это как-то не по-человечески, по-лесному примитивно. Не было у меня на премьере такого мощного переживания - непосредственно ощущаешь в этой роли античеловеческое природное начало. Когда в первом и особенно в третьем действии Шурале возглавляет лесное воинство, восприятие меняется: здесь Шурале снисходительно руководит пандемониумом. Якобсон добавил Шурале парочку вариаций с прыжками - вот это не для Колба, хотя в этом балете и низкий прыжок выглядит сносно.
Среди лесной армии следует особо отметить новых для меня артистов - Евгению Емельянову (Огненная ведьма) и Олега Демченко (Шайтан). Их высокие прыжки и мощный характерный танец во многом создал успех лесных сцен.
Так что неожиданно порадовал воскресный утренник. Очень рекомендую "Шурале" в этом составе.
Шурале,
Рената Шакирова,
Якобсон,
Игорь Колб,
Мариинский