Dec 24, 2017 12:39
22 декабря
Большой зал филармонии
Фестиваль "Площадь искусств"
Бывает, совсем не могу понять соотечественников-петербуржцев. На сольный концерт большой мировой звезды, - концерт совсем не дорогой, к тому же, - собирается не совсем полный зал. Разговоры в антракте идут о том, какие славные эти итальянские тенора - малоизвестен, а так хорошо поет. Это Мели-то малоизвестен! Ладно когда девушки из Президентской библиотеки шебечут в гардеробе, выходя с концерта Браунли: "Какой хороший тенор, а его никто не знает". На то они и девушки из Президентской библиотеки. Но в филармонии вроде бы собирается филармоническая публика? Или должна собираться.
Впрочем, о качестве публики всегда свидетельствуют аплодисменты. На концерте Кисина нескольких чудиков, задумавших поаплодировать между частями сонаты, моментально зашикали. Здесь, во время выступления Мели, аплодировавших между частями вокальных циклов было так много, что шикать пришлось бы на всех. Культурная половина зала, как всегда, в заложниках у филармонических гопников. Которые, когда их одергиваешь, еще и возмущаться начинают.
Конечно, не слишком радовала программа. Во-первых, Мели пел под аккомпанемент фортепиано - пусть и очень яркого пианиста (а также историка музыки) Джулио Дзаппа, не под оркестр. Во-вторых, оперные арии в количестве трех штук лишь завершали концерт, все остальное время было отдано вокальным циклам и песням. С другой стороны, программу, надо отдать должное, выстроили с большим пониманием и вкусом: не только музыкально, но и филологически - пытаясь максимально ознакомить петербуржцев с итальянским искусством вообще. Открыли концерт "Три сонета Петрарки" Ференца Листа, хорошо знакомые нам по концерту Кауфмана 2014 года. Мели, пожалуй, поет их тоньше, ибо итальянский текст для него родной и голос у него более нежный и гибкий. Затем певец исполнил три из "Семи сонетов Микеланджело" Бриттена: вновь зазвучала классическая итальянская поэзия. Закончилось первое отделение тремя песнями Респиги на стихи современников композитора - итальянских поэтов А.Негри и В.Помпили. Этот необычный для российских слушателей репертуар очень интересен. И хорошо подходит голосовым данным Франческо Мели.
Второе отделение включало две песни Пуччини и несколько песен Франческо Тости (на слова д'Аннунцио). И, наконец, три арии: из "Трубадура", из "Бала-маскарада" и из "Адриены Лекуврёр". Тенор значительно прибавил голос, стал петь всерьез - а зал после каждой из арий закричал по-настоящему. Те, кто считал выступающего средним итальянским певцом, возможно, поняли, как они ошибались.
Вдохновленный зрительской реакций Мели выдал серию бисов, состоявшую, в основном, из традиционных итальянских песенок - созданных как раз для таких случаев. Например, Non ti scordar di me. Пожалуй, самым сложным номером стала "Тарантелла" Россини.
Певец, похоже, еще простужен, но уже с простудой справился. Его великолепный тембр еще местами резковат, но это все такие мелочи. Спасибо фестивалю "Площадь искусств" за первый сольный концерт Мели в нашем городе. Хорошо бы пригласить его в Мариинский театр - хоть, например, на Герцога в "Риголетто". В компанию к Шагимуратовой и Сулимскому.
Площадь искусств,
Франческо Мели,
филармония