Парижский октябрь. Балет. Три одноактных спектакля

Nov 06, 2017 16:36

25 октября
Опера де Пари (Опера Гарнье)

Балетная труппа, как правило, выступает в старом здании Парижской оперы - уж больно огромно новое. Единственная балетная программа второй половины октября началась 25 числа. Программа состоит из баланчинского "Агона" и "Весны священной" Пины Бауш (в обоих балетах музыка Игоря Стравинского), между ними, второй частью, идет премьера (25 октября самый первый раз, не считая студенческо-пенсионного предпросмотра накануне: все билеты по 10 евро!) - балет японского танцовщика и балетмейстера Сабуро Тешигавары (уже ставившего для Оперы) "Большое зеркало" на музыку скрипичного концерта Еса-Пекки Салонена. Для усиления премьерного резонанса маэстро Салонен и дирижировал балетным оркестром Парижской оперы на протяжении всего вечера.

Думаю, что посмотрел я в Опере именно тот балетный спектакль, который и было нужно для общего положительного впечатления. Ибо современная парижская труппа, по сравнению с предшествовавшим поколением танцовщиков (вроде Манюэля Легри, Жозе Мартинеза, Орели Дюпон и других - добавляйте по своему вкусу), переживает не лучшие времена. Нет сегодня в балете Оперы ни одной этуали, кто мог бы сравниться с этуалями десятилетней давности. А вот общий уровень труппы по-прежнему очень высок. Поэтому рисунок "Агона", где есть два па-де-труа и одно па-де-де и все это на фоне мощной работы кордебалета (причем солисты и кордебалет практически неразделимы), производит сильное впечатление: синхронность, выверенность движений, точность работы в музыку. Ну, пожалуй, запомнилась во втором па-де-труа Доротея Жильбер - но, кажется, только потому, что ее я как-то уже видел и имя знаю. Ханна О'Нил (вроде бы тоже что-то танцевала в Мариинке?) в первом па-де-труа, в принципе, была ничуть не хуже. И того сильнее коллективное впечатление от "Весны священной", перед которой десятка полтора рабочих наносят на сцену плотный слой торфа:


"Весна священная" вообще балет аиндивидуальный, а в трактовке Пины Бауш - особенно. Например, в программе среди исполнителей указана Элеонора Абаньято, обладательница роскошных рук, хорошо знакомая мне по Парижу десять-пятнадцать лет назад, но, честно скажу, в лицо ее не помню, а по стилю танца узнать ее нет никакой возможности. Поскольку все движения стихийны и относятся к толпе вообще. Если сначала толпа еще разделена на две части - на толпу юношей и толпу девушек, то к середине балета все сольется со всем, толпа обретет цельность, а поэтика движений станет хаотично-массовой. Это не просто языческая оргия, это полное растворение человека в стихии земли и толпы - даже лица стираются к финалу
Девушка, переодеваемая в красное во второй половине балета, - единственное выделяющееся пятно на фоне заляпанных торфом лиц, рук и белых одежд.

Более всего индивидуальность танца проявляется в балете Тешигавары, но и его "Большое зеркало" выполнено в общем стиле вечера: движения танцовщиков просты и единообразны, местами механистичны или даже агонистичны - не от "Агона", а от предсмертных судорог. Балет в целом напоминает балетные комментарии к фильму "Обитель зла". Раскрашенные красками в разные цвета солисты (краска стекает с потных лиц по ходу 30 минутного спектакля и даже капает на сцену) смотрятся как танцующие зомби. На общем фоне появляется солист (Матье Ганьо) - спокойный, рассудительный, медленный. Хотя и он иногда включается в мощный водоворот общего танца, но больше из него выпадает. Он отделен от раскрашенной страшной толпы большими пространствами сцены. И ощущения финала достаточно сильные: то ли он увидел множество своих отражений - из иных миров, то ли отражения преследуют его, а он их не видит.
Не менее интересно смотреть в оркестровую яму - там скрипичным концертом дирижирует автор, солирует Акико Суванаи.


Больше всего кричали дирижеру и солисту, хотя и в целом балетная премьера по парижским меркам удалась. Ну а творение Пины Бауш, исполненное балетом Оперы, вызвало потрясение, катарсис, мощный парижский ор. Когда парижанам нравится, они умеют это выразить.

Баланчин, Парижская опера, Сабуро Тешигавара, Ганьо, Салонен

Previous post Next post
Up