Oct 31, 2017 18:52
19 октября
Опера де Пари (Опера Бастиль)
Октябрьский "Дон Карлос" стал главным событием этой осени в Парижской опере. Состав исполнителей подобрали такой, какой в Париже не часто встретишь: Карлос - Йонас Кауфман, Елизавета Валуа - Соня Йончева, Король Филипп - Ильдар Абдразаков, принцесса Эболи - Элина Гаранча, Родриго - неизвестный мне, но обладающий чрезвычайно солидным послужным списком Людовик Тезье (Ludovic Tézier) и даже великий инквизитор - Дмитрий Белосельский. Дирижировал музыкальный руководитель Парижской оперы Филипп Жордан (Philippe Jordan), которого в России записывают на английский манер Джорданом.
Прежде всего отметим мощный, вкусный, собранный звук оркестра. С самого начала показалось, что оркестр излучает энергию, которая передается певцам. Энергичность вступлений и оркестровых проигрышей создавала какой-то необычный формат звучания, который усиливался благодаря французскому языку (впервые слушал "Дон Карлоса" в первом, французском варианте) и дополнительным сценам, которые, похоже, не исполняются уже нигде и никогда, кроме Франции. Например, перед сценой в саду исполняют дуэт Елизаветы и Эболи; после убийства Родриго идет большая хоровая сцена оплакивания, тон в которой задает солирующий Карлос; сцена народного восстания несколько больше. Подумал с интересом, а не будет ли балета, написанного Верди для парижской премьеры 1867 года, потому что в Париже оперы без балетов не шли. Но, заглянув в поминутный план спектакля (он точно соблюдается, что в Лондоне, что в Париже), понял, что балета не будет. Одним словом, хорошо знакомая опера слушалась формалистски-остраненно.
Что касается вокала, то в целом было все очень хорошо. Все солисты хорошо спеты, пели на собственный максимум и, судя по единству музыкального рисунка, выполняли установки музыкального руководителя. Менее всего понравился Кауфман. В любовных сценах у него совсем не получается соединение тоски и страсти (что бесподобно делает Мели), а в героических сценах ему не хватает силы и уверенности (что хорошо выходит у Химеля). Получается закомплексованный Дон Карлос, заранее готовый во всем проиграть. Соня Йончева поет Елизавету резко и грубовато. Тонких душевных метаний такая манера передать не может. Страдающая королева выглядит вечно недовольной "конкретной" девушкой, обманутой надеждами на брак. Родриго в исполнении Тезье отличается французской галантностью и внимательностью ко всем, он глубоко понимает чужие трагедии. Голос красив, но без индивидуальной изюминки. Абдразаков стабильно хорош и вокально, и актерски. Хорош и Дмитрий Белосельский, но без абдразаковского лоска (впрочем, бас инквизитора, наверное, и должен теряться на фоне баса короля). И просто великолепна Элина Гаранча - она единственная из солистов несколько раз меняется по ходу спектакля: в сарацинской песне и последующей сцене это всесильная фаворитка, не желающая тушеваться перед королевой; в дуэте с королевой (есть только во французской версии) и последующей сцене в саду - разъяренная тигрица, теряющая надежду на счастливую любовь; в сцене со шкатулкой - раскаивающаяся грешница. Кстати, последнюю волю королевы принцессе Эболи (выбирайте между пострижением и изгнанием) объявляется не она сама - королева уходит, хлопнув дверью, услышав о связи Эболи с королем - а специальный придворный-посланник. Сильный и очень красивый голос певицы сочетается с абсолютной вокальной честностью: четко и ярко пропето абсолютно все, до последнего украшения.
Блеск музыкальной стороны спектакля с успехом компенсировался крайне неудачной постановкой Кшиштофа Варликовского (я, грешным делом, сначала подумал, что постановщик - Дмитрий Черняков). Банальнейшим образом засунув героев в современный мир высшего света гламура, он именно так и решает все сцены: король во время арии страдает от похмелья, все происходит в нынешних богатых интерьерах и даже вместо костра в Фонтенбло Карлос включает электрокамин, герои одеты как на богатую вечеринку. Местами режиссерские решения портят и музыкальное впечатление: во время сцены, обрамляющей сарацинскую песню, фрейлины королевы развлекаются фехтованием в настоящем спортзале, звенящие шпаги мешают слушать хор и совершенно сбивают музыкальный ритм.
В качестве финала этой записи решил собрать символическую европейскую сборную "Дон Карлос 2017 года" из наиболее понравившихся солистов, певших в Ла Скала (январь), Ковент Гардене (май), Мариинском (исключительный спектакль в сентябре, см. ниже) и Парижской опере. Раз уж довелось в один календарный год прослушать сразу несколько выдающихся спектаклей. Получилось так:
Дон Карлос - Брайан Химель
Елизавета Валуа - Красимира Стоянова
Родриго - Владислав Сулимский
Король Филипп - Ильдар Абдразаков
Принцесса Эболи - Элина Гаранча
Великий инквизитор - Дмитрий Белосельский
Парижская опера,
Сулимский,
Абдразаков,
Соня Йончева,
Кауфман,
Дмитрий Белосельский,
Дон Карлос,
Элина Гаранча