Берлинская академия старинной музыки

Dec 27, 2016 10:42

21 декабря
Большой зал филармонии
Фестиваль "Площадь искусств"

Вторично появившаяся на фестивале Берлинская академия старинной музыки (Akademie für alte musik Berlin) предложила нашему вниманию рождественскую программу, частично состоящую из отрывков рождественских кантат, а частично - из сонат и концертов выдающихся барочных композиторов. Набор имен заранее обещал, что скучной музыки (что часто случается, когда барочные коллективы находят музыку забытых или малоизвестных композиторов и делают ее "фишкой" концерта) не будет. Исполнялись Гендель (отрывки из оратории "Мессия"), Пёрселл (соната ре мажор для трубы и струнных), И.С.Бах (две арии из двух кантат), Вивальди (концерт до мажор для струнных и баса континуо), Телеман (отрывки из рождественской кантаты, а также соната ре мажор для трубы, струнных и баса континуо), Скарлатти (фрагменты рожденственской кантаты "Пять пророков") и Корелли (concerto grosso ре мажор); последний композитор для меня из разряда "скучных", но все другие - безусловно первоклассны. Подбор программы как нельзя лучше иллюстрирует идею фестиваля "Площадь искусств": при сохранении академической серьезности - это все-таки рождественский фестиваль, на котором звучит яркая и "хитовая" в широком смысле музыка.

Камерный коллектив из Берлина подтвердил свою репутацию хорошего барочного оркестра. Их исполнение старинной музыки настолько аутентично, что даже несколько педантично. В отличие от Джардино Армонико или Геспериона, они не стремятся играть эффектно - они играют, как следует.
Очень понравилась солирующая барочная труба в произведениях Пёрселла и Телемана, а в заключавшей концерт арии Генделя (из "Мессии") "Труба да вострубит" ее несколько хриплый звук действительно казался трубою ангела, возвещающего то ли Рождество, то ли начало Апокалипсиса. Не менее интересно соло баса континуо в концертах Вивальди и Телемана - певучий низкий звук, совсем не похожий на контрабасный. Группа скрипок замечательна.

А вот солист мне не понравился. Баритон Дитрих Хеншель в большинстве случаев не выпевает те витиеватости, которые характерны для барочного вокала и откровенно мучается на сложных фиоритурах. Проникновенные интонации певца до конца не искупают вокальные минусы. Так что к концу концерта уже сильно хотелось, чтобы оркестр играл сам по себе, а пения было как можно меньше.

В целом, спасибо "Площади искусств" за этот концерт. В ситуации, когда фестиваль Early music фактически сошел на нет, старинной музыки в хорошем исполнении в Петербурге не услышишь. Филармонический фестиваль дает редкую возможность послушать один из прославленных немецких коллективов.

Площадь искусств, Берлинская академия старинной музыки, филармония

Previous post Next post
Up