22 июня
Концертный зал Мариинского театра
Фестиваль "Звезды белых ночей"
Сольный концерт Дебарга становится элементом обязательной программы петербургского лета. Весь музыкальный Петербург, влюбившийся в Дебарга на прошлом конкурсе Чайковского, собирается в Концертном зале Мариинского театра.
Первым номером шли четыре сонаты Скарлатти (ля мажор Adagio e cantabile, ля мажор Presto, до мажор и ре минор). Пианист сыграл их все на одном дыхании, но из-за этого показалось, что Скарлатти у Дебарга несколько скучноват, педантичен что ли. Впрочем, всего чуть-чуть. Потому что минимум педали и четкость темы - дебарговский конек.
Вторым номером программы артист исполнил с-mollную сонату Моцарта.
На московском сольном концерте весной Дебарг играл с-mollную фантазию Моцарта, как бы предшествующую сонате. В марте это была самая неудачная часть концерта. В этот раз Моцарт стал самым удачным элементом программы. Нежный мелодизм и тонкое звучание тем завораживали.
Во втором отделении Дебарг исполнил Листа - огромную сонату си минор. На московском концерте она тоже занимала все второе отделение. В этот раз Лист прозвучал много хуже, чем весной. Было сильное ощущение, что Люка борется с музыкальным материалом и то торопится, то, напротив, тормозит движение музыкальных линий. В этот раз он делал слишком большие паузы. Кажется, что нежелание-неумение считать и вызванная этим сбивчивость темпов - характерная черта всех неудачных выступлений Дебарга. Это от джазовых экспериментов или личная особенность? Местами же, напротив, он играл слишком быстро, как бы желая поскорее разделаться и с сонатой и с концертом. Показалось, что пару-тройку раз он не попал в ноты, но наш мариинский рояль у многих пианистов в верхней октаве звучит как-то не так.
Бисы продемонстировали общий артистический сбой еще сильнее. Шуман, кажется, и особенно второй бис - Эрик Сати (под которого Лопаткина танцует гносианы) вышли уже совсем нервно: пиано еле слышно, не хватает удара; на форте, напротив, излишне мощный удар; ритм сбивается - правда, у Сати это местами не заметно. Вальс Шопена был чудовищно тороплив, ближе к мазурке, чем к вальсу. Пожалуй, лишь последний бис - баркарола Форе - слегка снял эту нервную атмосферу.
На реакции публики все это, впрочем, никак не отразилось. Но в плане артистического профессионализма стоит пожелать Дебаргу большей стабильности. И, соответственно, большей психологической устойчивости - меньше нервов, меньше переработки. После нынешнего концерта легко понять, почему Дебарг не получил казалось бы гарантированной Первой премии конкурса Чайковского, но получил народную любовь.