Чечилия Бартоли. Из Венеции в Санкт-Петербург

Jun 17, 2016 09:27

13 июня
Мариинский театр. Новая сцена.
Фестиваль "Звезды белых ночей"

Когда долго не слушаешь Чечилию Бартоли, успеваешь немного забыть, как это здорово. Сначала поражает колоратура, виртуозность движений голоса и точное выпевание нот. Потом поразительной красоты тембр. А потом замечаешь и харизматичность, и профессионализм - все продумано до мелочей, и ее почтительную любовь к исполняемой музыке, и то, как ей самой нравится петь.
Бартоли приехала в Петербург не с "Нормой" и прочими новаторствами последних лет, а со своим репертуаром. И со своим практически оркестром (в следующий раз, наверное, приедет в полном смысле со своим, который только что основала, - как Горовиц ездил со своим роялем). По сути, это было представление альбома "Санкт-Петербург", записанного певицей вместе с I Barocchisti в 2014 году. Так что вполне закономерно аккомпанировал Бартоли именно этот оркестр под управлением своего руководителя Диего Фазолиса. Обе русскоязычные арии из этого альбома, из оперы "Альцеста", написанные композитором Германом Раупахом на стихи Сумарокова, певица спела нам в ходе концерта (вторую арию - на бис). Прозвучали и многие другие части альбома (арии композитора Арайя, тоже работавшего в русской столице) или близкие к ним сочинения. О том, что великая итальянка, по сути, открыла заново русскую барочную музыку (петербургский фестиваль Early misuc стыдливо стоит в сторонке), много писали в момент выхода альбома, так что повторяться не будем.
Разумеется, в соединении с Вивальди музыка русских немцев или русских итальянцев звучит несколько скучновато. Но и Никола Порпора, которым завершалась заявленная программа концерта, рядом с Вивальди звучит скучновато. И Хассе - скучновато. Дело тут в Вивальди, выделяющемся на фоне современников. Бартоли умеет петь Вивальди так, что временами кажется: она культурный посол Италии начала XVIII века. Певица-историк, певица-интеллектуал, образец культурного отношения к музыке.
Программа концерта, как обычно у Бартоли, выстроена очень умно. Один альбом "St. Petersburg", спетый и сыгранный подряд, навеял бы академическую скуку. Поэтому все началось с Вивальди, а петербургские мотивы пошли вторым рядом. Опера "Милосердие Тита" И.А.Хассе вставлена между ариями Арайи, хотя Хассе, как я понимаю, - не совсем петербургская музыка; она лишь звучала в Петербурге XVIII столетия. Быстрые, бравурные арии, поражающие колоратурой, чередуются с медленными, позволяющими продемонстрировать красоту голоса. Бисы тоже продуманы - один Вивальди и один Раупах, плюс Агостино Стеффани (итальянский композитор, работавший преимущественно в Германии), из финала арии которого Бартоли и трубач Тибо Робин сделали почти джазовое соревнование инструмента и голоса. И, в завершение, "Аллилуйя" Моцарта.

Оркестр I Barocchisti очень хорош, тем более, что именно с ним - из знаменитых европейских барочных коллективов - мы еще не были знакомы. Солировавшие во время арий Жан-Марк Гужон (флейта) и Пьер-Луиджи Фарбетти - профессионалы высочайшего класса. Приятнейшее впечатление производит и Диего Фазолис своей одержимостью и харизматичностью. Голос Бартоли особенно вкусен под настоящие барочные инструменты (в прошлый раз, несколько лет назад, мы ее слушали под гергиевский оркестр) - и в силу аутентичности, и в силу того, что голос ее совсем не широк.
В связи с этим хочется отметить, как здорово в этот вечер был выстроен звук в Мариинском-2. В любом месте зала (специально проверил и проконсультировался у знакомых и друзей) слышно было и тонкий звук клавесина и тончайшее пиано Бартоли. Не мешали ни кондиционеры, ни иные посторонние звуки. Полагаю, что это тоже - формула высочайшего профессионализма певицы.

Ну и надеюсь, что следующего концерта Бартоли не придется ждать еще несколько лет. Певица только что отметила юбилей, но ее вокальная форма такова, что, кажется, не изменится до глубокой старости. А что? Мариэлла Дэвиа только что показала Москве, как сохранять колоратуру.

звезды белых ночей, фестиваль, Чечилия Бартоли, мариинка, Мариинский

Previous post Next post
Up