Feb 18, 2016 13:40
16 февраля
Новая сцена Мариинского театра
Ольга Перетятько с самого начала была звездой этого вечера. Если не ошибаюсь, это ее первое выступление в Мариинке. Поскольку, вне сомнения, эту певицу еще ждет большая международная карьера, сравнимая, надо думать, с карьерой Анны Нетребко, мы были свидетелями исторического события (тем более, что Виолетту она в Европе-то почти не поет). Но что особенно приятно: благодаря тенору Евгению Ахмедову (Альфред) и баритону Роману Бурденко (Жорж Жермон) "Травиата" не стала бенефисом сопрано, а превратилась в полноценный (или "парадный") спектакль, в котором почти все нравится и который вспоминается много лет после.
Ольгу Перетятько лучше слушать в оперном театре, чем в концертном зале, потому что тут все слова ей уже написал Франческо Пьяве. Кроме того, яркий и глубокий артистизм этой певицы должен получать подпитку театральной сцены, декораций и партнеров - иначе он не работает. Ольга исполнила Виолетту весьма интересно - не всегда попадая в привычную, классическую интонацию (но такие вещи она делает и с Россини - многие меломаны видят в этом ее уникальную индивидуальность), зато пела размашисто и искренне, от души. Ее сильный голос не всегда стихал там, где надо, она не всегда умеет закрыть нужные ноты - от этого теряется изысканность вердиевского вокала, да и сам рисунок роли (не забывайте, что Жоржа Жермона Виолетта покоряет с первых минут своими безупречными манерами). Но при этом у Перетятько очень красивый тембр (сравнимый в этой партии с Анжелой Георгиу), тщательно пропетые и красивые верхи (лишь однажды заметил слишком резко и неудачно взятую верхнюю ноту) и, самое главное: не совсем традиционный вокал великолепно ложится на ведение роли, само понимание героини артисткой. Перетятько рисует нам Виолетту широкими мазками, она - страстная итальянка (не француженка), похожая на героинь Анны Маньяни. В первом акте она кутит с надрывом, во втором любит с тем же надрывом, в четвертом акте с надрывом умирает. Начав роль, как героиня неореализма, она завершает ее, как героиня Достоевского. И поэтому ее Виолетту особенно жаль. Идея очень хороша. Такая трактовка роли, безусловно, понравится в Европе. Да и мне в России, честно говоря, импонирует.
А кроме того, она органична в той новой постановке "Травиаты", которую сделала Клаудиа Шолти сделала специально для Новой сцены. Изысканно-мелодраматический сюжет Дюма-сына превращен здесь в кафешантан, постоянно трактуется с долей пошлятинки: Виолетта принимает гостей чуть не в спальне, пьет шампанское она прямо из горла; Жермон-отец, уроваривая ее покинуть сына, прогуливает девушку по пруду в лодочке - во время дуэта нас не оставляет мысль, успеет лодочка причалить до последней ноты или нет; шуточный хор торреадоров в третьем действии выполнен в духе легкого садо-мазо ну и так далее. Чем не Достоевский с его смешением высокого и низкого и постоянным смещением акцентов от пристойного до непристойного? Все действие оперы помещено в роскошную безделушку-табакерку, превращающуюся время от времени в карусель.
Партнеры Ольги Перетятько были на высоте. Роман Бурденко, ярко исполнивший роль героического злодея неделю назад в "Симоне Бокканегре", оказался хорош и в амплуа лирического баритона. Красивый тембр и верное интонирование, вдохновенная вера в собственную миссию - устроить счастье дочери, - именно это и нужно для Жермона-отца. Евгений Ахмедов в роли Альфреда тоже оказался как нельзя к месту. Мы давно ждали в Мариинке приличного тенора, который не будет портить итальянскую оперу - наподобие тех, которых довольно много в Европе. Ахмедов даже перевыполнил программу: у него не очень сильный голос, у него кое-что не получается, но у него милый тембр и хорошая школа. Даже когда ему не взять верхнюю ноту (а большей частью он верхние ноты берет), он умеет сделать это так, чтобы большая часть публики этого не заметила, а меломаны не вздрогнули. Он хорошо умеет петь в дуэтах и трио - и в целом в ансамбле. Кстати, высокие оценки за ансамблевость спектакля можно поставить всем трем главным героям.
Оркестр под руководством Валерия Гергиева был лучше до антракта. В сцене у Флоры немного не хватило тонкости в ведении партий, да и у Ольги Перетятько в повторяющихся фразах "Ах, зачем я здесь...", которые бывают потрясающей красоты, отчаяние как-то не получилось. А в последнем акте темп был взят не самый лучший, и вышло все торопливо-неудачно, включая совершенно размазанный мини-квинтет. Ансамбль был хорош-хорош, а в финале вдруг развалился. Впрочем, все заранее искупила великолепная игра Перетятько и ее ария "Addio...".
Одним словом, спектакль запомнится надолго. Многие годы в Мариинке не удавалось собрать настоящую "парадную" "Травиату". Теперь, наконец, удалось.
Роман Бурденко,
Перетятько,
мариинка,
Евгений Ахмедов,
Гергиев,
Мариинский