11 февраля
Мариинский театр
Можно сказать, что Ферруччо Фурланетто регулярно поет Дон Кихота в Мариинском театре. Все начиналось с концертного исполнения в Концертном зале, потом еще одного, а затем в 2012 году на исторической сцене был поставлен спектакль, по сути, именно на Фурланетто.
Эту постановку (режиссер Яннис Коккос, художники по костюмам - Яннис Коккос и Паола Мариани) раньше видеть не доводилось. Удачно решение с открытой книгой, которая ездит по сцене, не менее удачна идея карнавала, которая организует всю постановку и дает толчок для разнообразия костюмов.
Что касается вокала, то лучшим на моей памяти "Дон Кихотом" был самый первый -
17 февраля 2010 года. Повторения (одно из них, примерно через год, я тоже слушал) были попыткой улучшить хорошее: выходило, как обычно в таких случаях бывает - наверное, и на премьеру спектакля в 2012-м я не пошел из этих соображений. И в этом спектакле (годы-то идут) голос Фурланетто сильно потерял в красоте и напевности (серенада для Дульсинеи раньше выходила завораживающе, теперь же просто пропевается), потерял и в мужественной силе (сцена с мельницами - едва ли не самая красивая тема оперы - прошла довольно блекло; больше в оркестре, чем в голосе). Класс и артистизм, конечно, никуда не уходят: лучше всех вышла сцена смерти Дон Кихота. Юлия Маточкина (Дульсинея) несколько проигрывает Анне Кикнадзе (пела концертные исполнения): удачно выпетые фразы соседствуют у нее с фразами глухими, нечеткими, размытыми. Неизменный Санчо Панса Андрей Серов, похоже, так и останется артистом одной роли. Причем роль эту он изрядно заиграл. Оркестр под управлением Кристиана Кнаппа звучит хорошо, певцам помогает; хор хорош, как всегда. Спектакль, в целом, не без приятности, но и без прорыва - воспоминание о 2010-м годе.