Размышления над книгой «Тропический лес. Секрет создания следующей Кремниевой Долины". Часть 4.

Feb 26, 2013 17:00



Роль удаленности от власти и традиционных институтов. Если не копать предание "старины глубокой", то редкий россиянин, услышав историю про Тропический лес, не спросит в ответ: «Господа, а как же наше освоение Сибири?» Действительно, Сибирь еще дальше от властей, церкви и "традиции", чем Калифорния от Вашингтона. Где же наша Кремниевая Долина? Один из возможных ответов можно почерпнуть у Джареда Даймонда (на которого авторы Тропического леса несколько раз ссылаются).



По Даймонду факторами относительно быстрой эволюции человеческого сообщества являются 1) природные условия, которые влияют на 2) плотность населения и 3) возможность взаимодействия между группами людей (прежде всего, торговля и конкуренция). Так вот, согласно Д. Даймонду, Калифорния является зоной средиземноморского климата (наряду с собственно Средиземноморьем, Чили, Южной Африкой и Юго-Западной Австралией [i]), то есть благоприятна для проживания европейцев, а также для средиземноморских сельскохозяйственных культур и домашних животных. Включение региона как части одного из самых больших государств в мире, плюс прямой выход к океану содействует развитию взаимодействия с внешними группами. Сибирь, напротив, является крайне неблагоприятным для жизни регионом. Причем ей не повезло дважды. Первый раз - с климатом. Второй - с экономико-географическим положением. У Сибири нет выхода к океанам с активным судоходством, она отрезана от обменов, выключена из экономической жизни и развития. Хорошо, что на этом невезения кончились - нашлись богатые природные ресурсы. Но и эти ресурсы, как правило, «кормят» и «обогревают» людей, живущих за пределами этого региона.

Таким образом, если фактор миграции и удаленности от власти, традиций и церкви и важен, то только с учетом географического фактора.

Социальные группы в обществе: сотрудничество VS противоборство. Один из самых главных секретов Кремниевой Долины, по мнению авторов, является сотрудничество между людьми из разных социальных групп.

«Регионы, приютившие переселенцев со всего света, такие как Израиль, Тайвань, Сингапур или Соединенные Штаты, часто бывают экономически успешными... Люди в таких местах могут быть одной национальности или разделять схожие системы ценностей. Но они открыты всему новому, готовы к неожиданным встречам и альтернативным путям мышления. Такая среда порождает гигантское число экономических сделок, которые не могут возникнуть нигде больше... В 1980 году Калифорния стала лидером по составу иммигрантов (15.1%). В последние три десятилетия этот процесс ускорился. И в 2008 году процент таких жителей составлял 26.8% - самый большой в Штатах» [ii].

Однако неоднородность населения в регионе, не означает то, что причиной экономического развития является именно сотрудничество людей из разных групп. Все может быть как раз наоборот.



Френсис Фукуяма (также часто цитируемый авторами Тропического леса мыслитель) предложил концепцию противостояния малых групп большим как фактор сплочения и последующего экономического развития. Люди, принадлежащие к меньшинству в большой стране, склонны к гипертрофированному доверию друг к другу и, наоборот, недоверию к людям, не принадлежащим к их группе. Такое повышенное доверие позволяет таким малым группам преуспевать. Примеров огромное количество: евреи или ломбардийцы в Средневековой Европе, современные нам армянская и китайская диаспоры в других странах, прежде всего, в США (а китайцы еще и в Юго-Восточной Азии). Несмотря на то, что в самих этих странах благосостояние относительно невелико (а в Китае еще и социалистическое государство), за пределами большой родины эти люди (казалось бы носители неподходящего менталитета, хозяйственной этики и социальных добродетелей) вдруг оказываются успешными. Вспомним также о том, что львиная доля российских предпринимателей и купцов в дореволюционной России были старообрядцами - гонимым меньшинством. Возвращаясь к рассмотрению истоков успеха Кремниевой Долины, отметим, что Фукуяма утверждает, что для США характерна сектантская форма протестантизма, при которой существует децентрализованное множество автономных общин.

При сравнении США с Канадой, в которой доминируют две централизованные церкви (католическая и протестантская), выясняется, что «канадцы менее расположены к риску, они меньше вкладывают в акции, они предпочитают общее гуманитарное образование практической подготовке в сфере бизнеса, и они значительно реже берут в долг, чем американцы. Несмотря на то что эти различия можно было бы объяснить структурной разницей, существующей между американскими и канадскими экономиками, Липсет (Сеймур Мартин Липсет - Е.К.) связывает их с сектантской природой протестантизма в США» [iii].

Так, может быть, экономическое развитие порождается не столько сотрудничеством, а противостоянием обособленных социальных групп, которое сплачивает их, повышает уровень доверия, плотность коммуникаций, активность в экономической и политической жизни общества. На этом основании уже упомянутый Дж. Даймонд выводит принцип оптимальной фрагментации:

«инновационный прогресс быстрее всего происходит в обществе с некой оптимальной промежуточной степенью фрагментации - и избыточная консолидация, и избыточная раздробленность для него вредны» [iv].

В данной системе координат, ключевыми факторами, определяющими успех в инновациях, являются размер организаций (формальных и неформальных) и уровень конкуренции между ними. Чем больше размер и острее конкуренция - тем лучше. При этом конкуренция не противопоставляется доверию, сотрудничеству, свободному движению информации и людей: конкуренция вписана в эти правила и не выходит за рамки общих этических норм. Далее, см. полный текст, который можно скачать здесь.

[i] Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: Судьбы исторических обществ / пер. с англ. А. Колопотина. - М.:CORPUS, 2012, С. 210.

[ii] Хван В., Хоровитт Г. Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины / пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Издательство Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2012 г. С. 177.

[iii] Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия // «Неприкосновенный запас» 2001, №2(16), http://magazines.russ.ru/nz/2001/2/fook.html

[iv] Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: Судьбы исторических обществ / пер. с англ. А. Колопотина. - М.:CORPUS, 2012, С. 653.

Кластеры и кластерная политика

Previous post Next post
Up